• Научная статья
  • 28 июня 2018
  • Открытый доступ

РЕЦЕПЦИЯ ЖАНРА НА ПРИМЕРЕ «МОНОЛОГА ДЛЯ СКРИПКИ СОЛО» Г. ЛИТИНСКОГО

Аннотация

Статья раскрывает понятие рецепции жанра монолога. Автором осуществляется попытка проследить адаптацию данного понятия, которое проникает из литературных в музыкальные жанры; выявляются детерминанты жанра, появившиеся во второй половине ХХ века в произведениях для скрипки соло. Характерные монологические черты впервые в музыкознании анализируются на примере «Монолога для скрипки соло» Г. Литинского, и в результате детального разбора произведения выделяются маркирующие признаки жанра с неизбежными новаторскими находками композитора на интонационном, формообразующем, концептуальном уровнях.

Источники

  1. Волошко С. В. Монологическая и диалогическая речь в структуре музыкального мышления Д. Д. Шостаковича: автореф. дисс.. к. искусствоведения. Ростов-на-Дону, 1996. 19 с.
  2. Г. И. Литинский. Жизнь, творчество, педагогика: сборник статей, воспоминаний, документов / ред.-сост. А. В. Григорьева. М.: Композитор, 2001. 360 с.
  3. Калошина Г. Е. Религиозно-философские концепции в инструментальной музыке А. Шнитке // Приношение Альфреду Гарриевичу Шнитке: материалы Всероссийских научных чтений, посвящённых 80-летию со дня рождения А. Г. Шнитке / отв. ред. Т. В. Карташова. Саратов: СГК им. Л. Собинова, 2015. С. 82-98.
  4. Литинский Г. И. // Московская консерватория от истоков до наших дней. 1866-2006: биографический энциклопедический словарь. М.: Московская гос. консерватория, 2007.
  5. Лобзакова Е. Э. Рецепция в музыкознании: к вопросу использования термина // Южно-Российский музыкальный альманах. 2015. № 3 (20). С. 5-11.
  6. Нестеров С. И. Жанровые взаимодействия в музыке для скрипки соло последней трети ХХ века // Вестник Адыгейского университета. 2016. № 3. С. 229-235.
  7. Нестеров С. И. Жанровые особенности и концепция Эхо-сонаты Р. Щедрина для скрипки соло в контексте исканий эпохи // Проблемы музыкальной науки. 2014. № 4 (17). C. 94-106.

Информация об авторах

Нестеров Сергей Игоревич

Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 21 мая 2018.
  • Опубликована: 28 июня 2018.

Ключевые слова

  • монолог
  • монологичность
  • рецепция
  • Г. Литинский
  • сочинения для скрипки соло
  • ритмоблоки
  • полифункциональные аккорды
  • monologue
  • monologue nature
  • reception
  • G. Litinsky
  • compositions for the solo violin
  • rhythm blocks
  • polyfunctional chords

Copyright

© 2018 Автор(ы)
© 2018 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)