• Научная статья
  • 28 июня 2018
  • Открытый доступ

ГЕНИАЛЬНЫЕ ДЖАЗОВЫЕ ТРУБАЧИ XX ВЕКА И ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ДЖАЗОВОЙ МУЗЫКИ

Аннотация

Статья посвящена анализу творчества трёх гениальных джазовых трубачей - Л. Армстронга, Д. Гиллеспи и М. Дэвиса, а также степени их влияния на джаз. Авторы полагают, что эти исполнители направляли развитие джаза, определяли его доминанты в наиболее важные периоды джазовой истории. Так, Армстронг стал первым гениальным солистом и импровизатором и продемонстрировал, что джаз - это искусство солистов. Гиллеспи, как и Армстронг, преодолел технические стандарты в исполнительстве на трубе и вывел импровизацию на новый уровень. Дэвис не только создал иной стиль игры на трубе, совершенно противоположный манерам Армстронга и Гиллеспи, но и был причастен к тем, кто создавал новый тип импровизационного мышления, разрабатывал модальный джаз, а также несколько десятилетий определял стилистическое развитие джаза. Основным выводом статьи стало заключение, что именно джазовые трубачи благодаря нетривиальности и самостоятельности мышления, смелости и особой «цеховой» креативности определяли (каждый в свой период) вектор развития джаза и формировали его устойчивую лексику.

Источники

  1. Аускерн Л. А. Mike Longo Trio. Float Like a Butterfly // Jazz-квадрат. 2007. № 5 (71).
  2. Баташёв А. В., Кочубей М. И. Умер Евгений Амбрис // Jazz-квадрат. 2000. № 8 (31). С. 18-19.
  3. Великие люди джаза / под ред. К. Мошкова. СПб.: Лань; ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2009. 736 с.
  4. Ераносов А. Р. Традиционный джаз (от свинга до современного мэйнстрима): краткая аудиоэнциклопедия. СПб.: Лань; ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2011. 176 с.
  5. Коллиер Дж. Л. Луи Армстронг. Американский гений / пер. с англ. М.: Радуга, 1987. 424 с.
  6. Коллиер Дж. Л. Становление джаза. М.: Радуга, 1984. 377 с.
  7. Королёв О. К. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок- и поп-музыки: термины и понятия. М.: Музыка, 2006. 168 с.
  8. Переверзев Л. В. Чёрный, блюзовый и ликующий // Jazz-квадрат. 2000. № 5-6 (29). С. 28-29.
  9. Пронь С. В. Джазовые трубачи современной России // Оркестр. 2005. № 1.
  10. Степурко О. Д. Андрей Товмасян: надежда и трагедия нашего джаза // Jazz-квадрат. 2001. № 2-3 (34). С. 24-27.
  11. Уиллер Д. Kenny Barron: это просто другое время // Jazz-квадрат. 2001. № 1 (33). С. 31-32.
  12. Фейертаг В. Б. Джаз. XX век: энциклопедический справочник. СПб.: Скифия, 2001. 564 с.

Информация об авторах

Огородова Алёна Владимировна

Белгородский государственный институт искусств и культуры

Оршанская Елена Ивановна

Белгородский государственный институт искусств и культуры

Яговдик Александр Александрович

Белгородский государственный институт искусств и культуры

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 20 февраля 2018.
  • Опубликована: 28 июня 2018.

Ключевые слова

  • джаз
  • труба
  • вокал
  • бибоп
  • афрокубинский стиль
  • кул-джаз
  • фольклор
  • jazz
  • trumpet
  • vocal
  • bebop
  • Afro-Cuban style
  • cool jazz
  • folklore

Copyright

© 2018 Автор(ы)
© 2018 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)