• Научная статья
  • 27 июля 2018
  • Открытый доступ

ВОЕННЫЙ ПАРАД В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА КАК СИМВОЛ ПРОСЛАВЛЕНИЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ I: ОТРАЖЕНИЕ КЛАССИЦИСТИЧЕСКОЙ ИДЕИ В ПОЛОТНАХ РОМАНТИЧЕСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТ А. И. ЛАДЮРНЕРА И Г. Г. ЧЕРНЕЦОВА)

Аннотация

Статья посвящена обозначению особенностей изображения и интерпретирования военного парада в русской станковой живописи второй четверти XIX века как символа прославления эпохи правления императора Николая I. Автором делается попытка анализа способов построения художественных пространств, решенных в романтическом ключе, но отвечающих при этом классицистической традиции увековечивания образа монарха. В качестве примеров живописного повествования выступают полотна А. И. Ладюрнера и Г. Г. Чернецова, посвященные воздвижению памятника самодержцу Александру I на Дворцовой площади в 1834 году.

Источники

  1. Андриайнен С. В. Императорские смотры и маневры в армии Николая I // Эпоха Романовых и современные проблемы российского общества: материалы международной научной конференции (24-25 октября 2013 г.). СПб.: Изд-во ГПА, 2013. С. 164-168.
  2. Вилинбахов Г. В. «Их золотцу, шитью - дивятся будто солнцам» // За веру и верность. Три века Российской императорской гвардии: каталог выставки / Государственный Эрмитаж. СПб.: Славия, 2003. С. 143-186.
  3. Лиманская Л. Ю. Теория искусства в аспекте культурно-исторического опыта: исследования по теории и методологии искусствознания. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2004. 223 с.
  4. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). СПб.: Азбука-Классика, 2015. 602 с.
  5. Малышев С. А. Военный Петербург эпохи Николая I. М.: Центрполиграф, 2012. 397 с.
  6. Ротач А. Л., Чеканова О. А. Огюст Монферран. Л.: Стройиздат, Ленинградское отделение, 1990. 224 с.
  7. Русская гвардия в картинах А. И. Ладюрнера / авт.-сост. С. А. Подстаницкий, О. Г. Леонов, С. А. Попов. М.: Фонд «Русские витязи», 2017. 168 с.
  8. Северная пчела. 1834. № 197. 3 сентября.
  9. Уортман Р. С. «Официальная народность» и национальный миф российской монархии XIX века // Россия / Russia. М.: ОГИ, 1999. Вып. 3 (11). Культурные практики в идеологической перспективе: Россия, XVIII - начало XX века. С. 233-244.
  10. Уортман Р. С. Сценарии власти: мифы и церемонии русской монархии: в 2-х т. // Материалы и исследования по истории русской культуры. М.: ОГИ, 2002. Вып. 8. Труды по истории. Т. I. От Петра Великого до смерти Николая I. С. 68-544.
  11. Чулков Г. И. Императоры: психологические портреты / вступ. ст. и коммент. В. Н. Баскакова. М.: Художественная литература, 1993. 382 с.

Информация об авторах

Бейнер Илга Яновна

Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 13 марта 2018.
  • Опубликована: 27 июля 2018.

Ключевые слова

  • русская станковая живопись второй четверти XIX века
  • классицизм
  • романтизм
  • военный парад
  • построение художественного пространства
  • репрезентация монархической власти
  • А. И. Ладюрнер
  • Г. Г. Чернецов
  • Russian easel painting of the second quarter of the XIX century
  • classicism
  • romanticism
  • military parade
  • development of artistic space
  • representation of monarchial power
  • A. I. Ladurner
  • G. G. Chernetsov

Copyright

© 2018 Автор(ы)
© 2018 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)