• Научная статья
  • 27 июля 2018
  • Открытый доступ

ХОРОВОЙ ЦИКЛ С. И. ТАНЕЕВА ОР. 27 НА СТИХИ Я. П. ПОЛОНСКОГО: КОРРЕЛЯЦИЯ ЭСТЕТИКО-ФИЛОСОФСКИХ ВЗГЛЯДОВ ПОЭТА И КОМПОЗИТОРА

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема корреляции эстетико-философских идей двух выдающихся личностей в русской культуре XIX века - поэта Якова Полонского и композитора Сергея Танеева. Работа имеет междисциплинарный характер, затрагивая сферы музыковедения, литературоведения, философии, культурологии. Целью исследования является анализ хорового цикла Ор. 27 С. Танеева на стихи Я. Полонского в контексте общности творческих взглядов поэта и композитора. Хоровой цикл Ор. 27 прежде не изучался в данном аспекте. В результате анализа автор доказывает близость философских позиций и эстетических идей Я. Полонского и С. Танеева.

Источники

  1. Аминова Г. У. Интонационная организация хорового цикла С. И. Танеева на слова Я. П. Полонского // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 1 (57). С. 232-238.
  2. Асафьев Б. В. С. И. Танеев (к 30-летию его дня смерти) // Асафьев Б. В. Избранные труды: в 5-ти т. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1954. Т. 2. С. 280-288.
  3. Бэлза И. Ф. С. И. Танеев и русская опера: сборник статей. М.: Всерос. театр. о-во, 1946. 167 с.
  4. Коковкин А. Ф. А. А. Фет и Я. П. Полонский: биографические и творческие связи: дисс.. к. филол. н. Тверь, 2010. 211 с.
  5. Моклецова И. В. «Русская идея» в творчестве Я. П. Полонского // Язык. Культура. Перевод. Коммуникация: сборник научных трудов к юбилею профессора Г. Г. Молчановой. М.: Тезаурус, 2015. С. 458-461.
  6. Морозова С. Н., Щеблыкин И. П. Критики и писатели о творчестве Я. Полонского // Вестник Чувашского университета. 2010. № 1. С. 291-296.
  7. Ольхов К. А. Хоры a capella С. Танеева // Хоровое искусство / ред. А. В. Михайлов, К. А. Ольхов, Н. В. Романовский. Л.: Музыка, 1971. Вып. 2. С. 29-53.
  8. Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991. 701 с.
  9. Штейнер О. А. С. И. Танеев и Серебряный век: автореф. дисс.. к. искусствоведения. М., 2007. 23 с.
  10. Элькан О. Б. Музыкальность как объединяющая основа художественного синтеза в немецком интеллектуальном романе первой половины ХХ века. Симферополь: Сатори, 2017. 160 с.

Информация об авторах

Карпусь Вероника Ивановна

Николо-Богоявленский морской собор

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 24 мая 2018.
  • Опубликована: 27 июля 2018.

Ключевые слова

  • хоровая музыка
  • хоровой цикл
  • философские взгляды
  • музыкальность
  • звукоизобразительность
  • психологизм
  • мотивотекст
  • choral music
  • choral cycle
  • philosophical views
  • musicality
  • sound painting
  • psychologism
  • motive-text

Copyright

© 2018 Автор(ы)
© 2018 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)