• Научная статья
  • 30 октября 2018
  • Открытый доступ

ТЕАТРАЛЬНАЯ КРИТИКА О ВЛИЯНИИ ЭПИЧЕСКОГО ТЕАТРА БЕРТОЛЬТА БРЕХТА НА СПЕКТАКЛИ РОБЕРТА СТУРУА

Аннотация

В статье рассматривается широко распространенное представление о режиссере Роберте Стуруа как последователе эпического театра Бертольта Брехта. Анализируя ведущиеся в этом аспекте обсуждения работ мастера, автор приходит к выводу о недоказанности такой точки зрения. Этот вывод, а также выявленные в работе причины, заставляющие искать корни условных театров в теории эпического театра, будут полезными теоретикам и практикам театра, педагогам театральных вузов в курсах по истории и теории театра, в семинарах по истории театра и театральной критике.

Источники

  1. Брехт Б. «Малый органон» для театра / пер. Л. Копелева и В. Неделина // Брехт Б. Театр. Пьесы, статьи, высказывания: в 5-ти т. М.: Искусство, 1965. Т. 5: в 2-х кн. Кн. 2. C. 174-210.
  2. Брехт Б. Новые принципы актерского искусства // Брехт Б. Театр. Пьесы, статьи, высказывания: в 5-ти т. М.: Искусство, 1965. Т. 5: в 2-х кн. Кн. 2. С. 102-131.
  3. Гоготишвили Г. Поиск всегда труден // Театральная жизнь. 1980. № 19. С. 28-29.
  4. Иванов В. «Кавказский меловой круг» Бертольда Брехта // Спектакли двадцатого века: сборник очерков. М.: ГИТИС, 2004. С. 382-386.
  5. Иванов В. Человек в обществе, мир в человеке: размышления о Театре имени Руставели // Дружба народов. 1977. № 6. С. 227-242.
  6. Казьмина Н. Ю. Грузинский пейзаж. М.: Зебра Е, 2013. 590 с.
  7. Кайдалова О. Н. Поиски театральности // Кайдалова О. Н. В театрах братских республик. К.: Мистецтво, 1977. С. 132-142.
  8. Комиссаржевский В. Брехт в тигровой шкуре // Известия. 1976. 5 апреля.
  9. Орджоникидзе Г. Кавказский меловой круг // Театр. 1976. № 4. С. 36-40.
  10. Орджоникидзе Г. «Ричард III» в театре им. Руставели // Вопросы театра 82: сб. статей и материалов. М.: ВТО, 1983. С. 118-149.
  11. Очаковская О. Прошлое гонит к пропасти // Культура. 1991. 17 декабря.
  12. Песочинский Н. В. Актер театра Мейерхольда // Русское актерское искусство ХХ в.: в 4-х вып. / отв. ред. С. К. Бушуева. СПб.: РИИИ, 1992. Вып. 1. С. 65-154.
  13. Поюровский Б. Вторая молодость // Труд. 1980. 21 сентября.
  14. Роберт Стуруа: с весельем и отвагой // Советская культура. 1980. 3 декабря.
  15. Роберт Стуруа. Театр на сносях // Режиссерский театр: от Б до Ю. Разговоры под занавес века / ред.-сост. А. М. Смелянский, О. В. Егошина; ред. З. П. Удальцова. М.: Московский художественный театр, 1999. Вып. 1. С. 365-378.
  16. Роберт Стуруа: «Я - бархатный диктатор» [Электронный ресурс] // Театрал. 2018. 1 апреля. URL: http://www.teatral-online.ru/news/1537/ (дата обращения: 20.09.2018).
  17. Рудницкий К. Два урока истории // Творчество. 1987. № 9. С. 16-18.
  18. Рудницкий К. И Шекспир, и Брехт… // Советская культура. 1980. 30 сентября.
  19. Рудницкий К. Парный портрет к юбилею // Театр. 1988. № 4. С. 113-132.
  20. Рудницкий К. Л. Режиссер Мейерхольд. М.: Наука, 1969. 528 с.
  21. Рыбаков Ю. Идет по жизни человек // Советская культура. 1979. 13 июля.
  22. Строева М. На подступах к Брехту // Вопросы театра: сб. статей и материалов. М.: ВТО, 1965. С. 81-101.
  23. Стуруа Р. Говорят мастера // Театр. 1982. № 12. С. 70-76.
  24. Стуруа Р. Революционный преобразователь сцены // Молодежь Грузии. 1978. 14 февраля.
  25. Хайченко Г. А. Советский театр. Пути развития. М.: Знание, 1982. 240 с.

Информация об авторах

Мальцева Ольга Николаевна

Российский институт истории искусств

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 14 августа 2018.
  • Опубликована: 30 октября 2018.

Ключевые слова

  • Роберт Стуруа
  • Бертольт Брехт
  • теория эпического театра
  • поэтика драматического театра
  • Грузинский государственный академический театр имени Шота Руставели (Тбилиси)
  • Robert Sturua
  • Bertolt Brecht
  • epic theater theory
  • drama theater poetic style
  • Shota Rustaveli Professional State Drama Theatre (Tbilisi)

Copyright

© 2018 Автор(ы)
© 2018 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)