• Научная статья
  • 30 ноября 2018
  • Открытый доступ

ОСОБЕННОСТИ КИТАЙСКОЙ ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые особенности фортепианной музыки современного Китая. Авторы отмечают определяющую роль народной песни, живописи, а также китайской поэзии и литературы в формировании фортепианного искусства Китая, обладающего подлинным национальным стилем. Подчеркивается, что изящество китайской классической поэзии тонко отразилось в китайской музыке начала XX столетия. Много фортепианных произведений создано композиторами на основе живописи «гохуа». В заключение отмечается, что сочинения, основанные на народных песнях и танцах, имитирующие звучание народных инструментов, сохраняют яркий национальный стиль, однако в них также использованы и новые приемы композиционных техник, придающие им современное звучание.

Источники

  1. Бершадская Т. С. Лекции по гармонии. Л.: Музыка, 1978. 199 с.
  2. Ван Ин. Национальные традиции в фортепианной музыке китайских композиторов XX-XXI веков. СПб.: Ut, 2008. 184 с.
  3. Южак К. И. Полифония и контрапункт: вопросы методологии истории теории: в 2-х кн. СПб.: Сударыня, 2006. Кн. 1. 391 с.
  4. 李竹槐 “音乐分析” (以中国欧洲音乐作品为例)。北京:“文化与艺术”出版社,2003 年,第 131 页 (Ли Жухуай. Анализ музыки (на примере китайских и европейских музыкальных произведений). Пекин: Культура и искусство, 2003. 131 с.).
  5. 周庆清 “历史与现代音乐学/周庆”。 北京:人民音乐出版社,2003 年,第 94 页 (Чжоу Цин-цин. История и современное музыковедение. Пекин: Народное муз. издательство, 2003. 94 с.).
  6. 韩培群 “关于钢琴音乐风格的一篇短文”尔楚安河中的月亮” // 中国音乐. 2003年。第2号。第 27-36 页 (Хань Пэйцзюнъ. Краткий очерк стилистики фортепианной музыки «Луна, отраженная в реке Эрцуань» // Китайская музыка. 2003. № 2. С. 27-36).
  7. 赫普京 “关于音乐的精选文章”。上海:上海音乐出版社,1981 年,第 324 页 (Хэ Путин. Избранные статьи о музыке. Шанхай: Шанхайская музыка, 1981. 324 с.).
  8. 袁景芳 “中国传统音乐”。上海:上海音乐出版社,2000 年,第 123 页 (Юань Цзин-фан. Китайская традиционная музыка. Шанхай: Шанхайское муз. изд-во, 2000. 123 с.).
  9. 于东、钟芳、林晓平。“中国文化”。北京:外国文学出版社,2004 年, 第 110 页 (Юй Дун, Чжун Фан, Линь Сяопин. Китайская культура. Пекин: Издательство литературы на иностранных языках, 2004. 110 с.).
  10. 杨寅麟 “中国音乐史论文集”。上海:“上海音乐”出版社,1953 年,第 342 页 (Ян Иньлю. Очерки по истории китайской музыки. Шанхай: Шанхайская музыка, 1953. 342 с.).

Информация об авторах

Абдуллина Галина Вадимовна

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена

Сунь Я

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 17 сентября 2018.
  • Опубликована: 30 ноября 2018.

Ключевые слова

  • фортепианная музыка
  • Китай
  • композиторы
  • народная песня
  • живопись «гохуа»
  • древняя поэзия
  • додекафония
  • современные приемы
  • образ пастушка
  • орнаментика
  • декоративность
  • piano music
  • China
  • composers
  • folk song
  • guóhuà painting
  • ancient poetry
  • dodecaphony
  • modern techniques
  • image of shepherd boy
  • ornamentation
  • decorative effect

Copyright

© 2018 Автор(ы)
© 2018 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)