• Научная статья
  • 28 декабря 2018
  • Открытый доступ

КОНЦЕПЦИЯ ГЕНРИХА ВЁЛЬФЛИНА В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ МЕТОДОЛОГИИ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Аннотация

Статья анализирует место концепции Генриха Вёльфлина в истории методологии изучения искусства и гуманитарных наук. Взгляды швейцарского ученого обнаруживают родство с идеями структуралистов, Макса Вебера, неокантианцев, Вильгельма Дильтея. Теория Генриха Вёльфлина, который рассматривается как предшественник перечисленных авторов, обладает синтетическим характером и содержит в себе различные методологические перспективы, реализовавшие себя уже позднее, в XX веке. Ее внутренняя противоречивость может анализироваться в качестве эвристического достоинства, а ее методологический потенциал не исчерпан и может быть использован в современном искусствознании.

Источники

  1. Арсланов В. Г. История западного искусствознания XX века. М.: Академический Проект, 2003. 768 с.
  2. Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 345-415.
  3. Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблемы эволюции стиля в новом искусстве. М.: В. Шевчук, 2009. 344 с.
  4. Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко. СПб.: Азбука-классика, 2004. 288 с.
  5. Дмитриева Е. Е. Усвоение, присвоение, трансформация, конъюнктура (из истории рецепции трудов Г. Вёльфлина в России, 1910-1930-е годы) [Электронный ресурс] // Новые российские гуманитарные исследования. 2011. № 6. URL: http://nrgumis.ru/articles/277/ (дата обращения: 14.10.2018).
  6. Леви-Стросс К. Структурализм и экология // Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.: ТЕРРА - Книжный клуб; Республика, 1999. С. 337-354.
  7. Лукичева К. Л. О феноменологическом подходе к изучению произведений искусства // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2011. № 17. С. 189-195.
  8. Рыков А. В. Формализм, авангард, классика. Генрих Вёльфлин как теоретик искусства // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2015. № 22. С. 155-160.
  9. Якимович А. Генрих Вёльфлин и другие: о классическом искусствознании неклассического века // Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко. СПб.: Азбука-классика, 2004. С. 9-47.

Информация об авторах

Попов Денис Александрович

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 15 октября 2018.
  • Опубликована: 28 декабря 2018.

Ключевые слова

  • Генрих Вёльфлин
  • методология
  • формальная школа
  • структурализм
  • художественные стили
  • история науки
  • искусствознание
  • Heinrich Wölfflin
  • methodology
  • formal school
  • structuralism
  • art styles
  • history of science
  • art criticism

Copyright

© 2018 Автор(ы)
© 2018 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)