ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ГЕНЕЗИСА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Аннотация
В статье раскрывается актуальный вопрос о субъективном и объективном компонентах генезиса развития личности, анализируются сложные метаморфозы реальных и иллюзорных моментов образовательного процесса как ресурса становления и развития личности. Подчеркивается, что образование есть не только обучение и не столько обучение, сколько обретение личностью социокультурных значимых компетенций (или способностей). В работе предпринята попытка выйти за границы эмпирической дилеммы «личностное - безличностное», «ученик - система образования», «педагог - воспитанник». В исследовании дана критика эмпирического представления об индивиде как о биологическом автономном существе. Показана сложная зависимость субъективных и объективных общественных структур, являющихся как внутренними, включающими в себя индивида, так и внешними, оппонирующими индивиду. Авторы методологически развивают идею Л. С. Выготского и В. В. Давыдова о конституирующем влиянии на становящуюся личность ее «ближайшего окружения», приобщающего ее к объективным культурным формам общественных отношений.
Источники
- Выготский Л. С. Записные книжки. Избранное. М.: Канон, 2017. 608 с.
- Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1995. 424 с.
- Давыдов В. В. О понятии развивающего обучения: сб. статей. Томск: Пеленг, 1995. 144 с.
- Ильенков Э. В. С чего начинается личность. Изд-е 2-е. М.: Политиздат, 1984. 360 с.
- Краевский В. В. Общие основы педагогики: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 256 с.
- Лекторский В. А. О философском значении работ Василия Васильевича Давыдова // Вопросы философии. 2005. № 9. С. 38-44.
- Огурцов А. П., Платонов В. В. Образы образования. Западная философия образования. XX век. СПб.: РХГИ, 2004. 520 с.
- Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. М.: Класс, 2005. 336 с.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 31 октября 2018.
- Опубликована: 10 января 2019.
Ключевые слова
- генетическая личность
- детерминизм и индетерминизм
- биологический индивидуализм
- эмпиризм
- субъект
- объект
- образование
- развитие
- genetic personality
- determinism and indeterminism
- biological individualism
- empiricism
- subject
- object
- education
- development
Copyright
© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»