• Научная статья
  • 10 января 2019
  • Открытый доступ

ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ГЕНЕЗИСА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация

В статье раскрывается актуальный вопрос о субъективном и объективном компонентах генезиса развития личности, анализируются сложные метаморфозы реальных и иллюзорных моментов образовательного процесса как ресурса становления и развития личности. Подчеркивается, что образование есть не только обучение и не столько обучение, сколько обретение личностью социокультурных значимых компетенций (или способностей). В работе предпринята попытка выйти за границы эмпирической дилеммы «личностное - безличностное», «ученик - система образования», «педагог - воспитанник». В исследовании дана критика эмпирического представления об индивиде как о биологическом автономном существе. Показана сложная зависимость субъективных и объективных общественных структур, являющихся как внутренними, включающими в себя индивида, так и внешними, оппонирующими индивиду. Авторы методологически развивают идею Л. С. Выготского и В. В. Давыдова о конституирующем влиянии на становящуюся личность ее «ближайшего окружения», приобщающего ее к объективным культурным формам общественных отношений.

Источники

  1. Выготский Л. С. Записные книжки. Избранное. М.: Канон, 2017. 608 с.
  2. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1995. 424 с.
  3. Давыдов В. В. О понятии развивающего обучения: сб. статей. Томск: Пеленг, 1995. 144 с.
  4. Ильенков Э. В. С чего начинается личность. Изд-е 2-е. М.: Политиздат, 1984. 360 с.
  5. Краевский В. В. Общие основы педагогики: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 256 с.
  6. Лекторский В. А. О философском значении работ Василия Васильевича Давыдова // Вопросы философии. 2005. № 9. С. 38-44.
  7. Огурцов А. П., Платонов В. В. Образы образования. Западная философия образования. XX век. СПб.: РХГИ, 2004. 520 с.
  8. Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. М.: Класс, 2005. 336 с.

Информация об авторах

Резванова Лариса Анатольевна

Донской государственный технический университет

Резванов Сергей Владимирович

Донской государственный технический университет

Титова Екатерина Владимировна

Донской государственный технический университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 31 октября 2018.
  • Опубликована: 10 января 2019.

Ключевые слова

  • генетическая личность
  • детерминизм и индетерминизм
  • биологический индивидуализм
  • эмпиризм
  • субъект
  • объект
  • образование
  • развитие
  • genetic personality
  • determinism and indeterminism
  • biological individualism
  • empiricism
  • subject
  • object
  • education
  • development

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)