• Научная статья
  • 10 апреля 2019
  • Открытый доступ

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ И СУЩНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ «НАЦИОНАЛЬНОГО» И ИХ РОЛЬ В ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ КАЗАХСКОГО НАРОДА

Аннотация

Статья посвящена проблеме диалектической взаимосвязи национального и инонационального в проекции на казахстанское музыкально-хореографическое искусство. Выделяются специфические и сущностные черты «национального», находящиеся в гармоническом равновесии и отрицающие как национализм, так и космополитизм. Рассматриваются свойства национального характера казахского народа - представителя древней кочевой цивилизации, обладающего богатой историей, традициями, культурой и нравственными ценностями. Казахский танец характеризуется как выражение незыблемости жизнесистемы народа.

Источники

  1. Айдаров Г. Язык орхонских памятников древнетюркской письменности VIII века: исследования и тексты / Институт языкознания АН КазССР. Алма-Ата: Наука, 1971. 380 с.
  2. Бялик М. Г. К вопросу о развитии и взаимодействии советских национальных культур // Музыкальный современник. М.: Советский композитор, 1979. Вып. 3. С. 230-240.
  3. Достоевский Ф. М. Собрание сочинений: в 10-ти т. М.: Гослитиздат, 1958. Т. 10. 624 с.
  4. Ергалиева Р. Этнокультурные традиции в современном искусстве Казахстана. Алматы: НИЦ Ғылым, 2002. 183 с.
  5. Манн Ю. Творчество Гоголя: смысл и форма. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. 744 с.
  6. Мухамбетова А. И. Тенгрианский календарь как основа кочевой цивилизации (на казахском материале) // Аманов Б. Ж., Мухамбетова А. И. Казахская традиционная музыка и XX век. Алматы: Дайк Пресс, 2002. С. 11-52.
  7. Мухамбетова А. И. Урбанистическая ветвь традиционной инструментальной музыки казахов (до 1975 г.) // Аманов Б. Ж., Мухамбетова А. И. Казахская традиционная музыка и XX век. Алматы: Дайк Пресс, 2002. С. 321-358.
  8. Мухамбетова А. И., Гамарник М. Генезис и функции салов и сере в казахском обществе // Аманов Б. Ж., Мухамбетова А. И. Казахская традиционная музыка и XX век. Алматы: Дайк Пресс, 2002. С. 119-152.
  9. Сохор А. Н. Национальное и современное в советской музыке // Музыкальный современник. М.: Советский композитор, 1973. Вып. 1. С. 13-31.
  10. Уметалиева-Баялиева Ч. Т. Этногенез кыргызов: музыковедческий аспект. Бишкек: Бийиктик, 2008. 290 с.
  11. Шанкибаева А. Б. Казахская хореография: развитие форм и художественных средств: автореф. дисс. … к. искусствоведения. Алматы, 2006. 26 с.
  12. https://www.trend.az/life/culture/2408574.html (дата обращения: 22.02.2019).

Информация об авторах

Садыкова Анвара Ариповна

Институт философии и политико-правовых исследований Национальной академии наук Кыргызской Республики

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 23 января 2019.
  • Опубликована: 10 апреля 2019.

Ключевые слова

  • национальное
  • инонациональное
  • специфика
  • сущность
  • кобыз
  • домбра
  • тенгрианский календарь
  • шаман
  • кюи
  • поэзия жырау
  • мушель
  • казах-кочевник
  • national
  • belonging to another nation
  • specificity
  • essence
  • kobyz
  • dombra
  • Tengrian calendar
  • shaman
  • kuy
  • zhyrau poetry
  • mushel
  • Kazakh nomad

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)