• Научная статья
  • 10 мая 2019
  • Открытый доступ

СЕМИОТИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ГЕТЕРОТОПИИ (ПРИМЕНИТЕЛЬНО К SCIENCE ART)

Аннотация

Статья продолжает серию публикаций, посвященных проблеме гетеротопии в искусстве. Автор рассматривает гетеротопию как социально-пространственное и языковое явление. В основе анализа лежит представление о гетеротопии как семиотической системе, в которой обнаруживается специфическое соотношение между означающим и означаемым. Материалом для анализа послужили художественные практики Science Art. В процессе исследования автор приходит к выводу, что основная цель гетеротопии - сотворение альтернативного образа мира, что достигается посредством реализации механизмов гибридизации, синтеза, переозначивания и переноса объектов из одного пространства в другое.

Источники

  1. Барт Р. Миф сегодня // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс; Универс, 1994. С. 72-130.
  2. Беззубова О. В. «Другие пространства» Мишеля Фуко: современные стратегии интерпретации // Вестник гражданских инженеров. 2011. № 2 (27). С. 199-204.
  3. Большакова Л. Когнитивный механизм создания визуальной метафоры (на материале англоязычных музыкальных клипов) // Современные проблемы науки и образования. 2008. № 2. С. 119-123.
  4. В Музее современного искусства показали выставку «Демоны в машине» [Электронный ресурс]. URL: https://tvkultura. ru/article/show/article_id/295745/ (дата обращения: 02.03.2019).
  5. Видугирите И. Гетеротопии: миры, границы, повествование // Гетеротопии: миры, границы, повествование: сборник научных статей. Вильнюс: Издательство Вильнюсского университета, 2015. С. 11-18.
  6. Кормер В. Ф. О карнавализации как генезисе «двойного сознания» // Вопросы философии. 1989. № 9. С. 179-180.
  7. Кулькина В. М. Пространство гетеротопии как специфическая семиотическая система // Языковое бытие человека и этноса: материалы XIII Березинских чтений (г. Москва, 15 мая 2017 г.). М.: ИНИОН РАН, 2017. Вып. 19. С. 133-137.
  8. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М.: USSR, 2004. 256 с.
  9. Левченко О. Е. Освоение природы средствами сайнс-арта: «естественное» и технологическое: автореф. дисс. … к. филос. н. М., 2016. 26 с.
  10. Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб, 2009. 704 с.
  11. Попова О. В. Гетеротопии в искусстве: случай биоарта // Манускрипт. 2019. Т. 12. Вып. 2. C. 143-147.
  12. Попова О. В. Метафора как когнитивное средство создания визуальной образности // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». 2017. № 7 (256). Вып. 33. С. 194-198.
  13. Фуко М. Другие пространства // Фуко М. Интеллектуалы и власть: избранные политические статьи, выступления и интервью / под ред. В. П. Большакова. М.: Праксис, 2006. Ч. 3. С. 191-205.
  14. Фуко М. Слова и вещи. М.: Прогресс, 1977. 400 с.
  15. Шестакова Э. Г. Гетеротопия - рабочее понятие современной гуманитаристики: литературоведческий аспект // Критика и семиотика. 2014. № 1. С. 58-72.
  16. Штепа В. И., Ерохин С. В., Гагарин В. Е. Направления научного искусства: биоарт // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 12 (62). Ч. 3. С. 201-209.
  17. Эволюция от кутюр: искусство и наука в эпоху постбиологии: в 2-х ч. / сост. и общ. ред. Д. Булатова. Калининград: БФ ГЦСИ, 2013. Ч. 1. 196 с.
  18. http://stelarc.org (дата обращения: 16.12.2018).
  19. http://thehumancondition.ru/session1 (дата обращения: 28.02.2019).

Информация об авторах

Попова Ольга Викторовна

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 2 марта 2019.
  • Опубликована: 10 мая 2019.

Ключевые слова

  • современное искусство
  • гетеротопия
  • М. Фуко
  • механизмы гетеротопизации
  • постмодернистская методология
  • modern art
  • heterotopy
  • M. Foucault
  • heterotopization mechanisms
  • post-modernistic methodology

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)