• Научная статья
  • 10 июня 2019
  • Открытый доступ

ВИДЫ ДИСКУРСОВ О МУЗЫКАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация

Целью данной статьи является установление дискурсивных различий в применении понятия музыкального пространства. Первая часть исследования посвящена истории понятия пространства, вторая часть - специфике дискурсов о музыкальном пространстве. Роль понятия пространства в музыкальной эстетике раскрывается на двух уровнях. На более общем уровне мы отмечаем необходимость символического пространственного представления длительности для функционирования памяти. На частном уровне раскрытие специфики музыкального смысла приводит нас к открытию пространственной схематизации, обуславливающей процесс музыкального восприятия. Категория пространства также оказывается необходима для описания процесса считывания «музыкального кода».

Источники

  1. Аристотель. Собрание сочинений: в 4-х т. М.: Мысль, 1981. Т. 3. 550 с.
  2. Бергсон А. Собрание сочинений: в 4-х т. М.: Московский клуб, 1992. Т. 1. Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память. 336 с.
  3. Гайденко П. П. История греческой философии в ее связи с наукой. М. - СПб.: ПЕР СЭ; Университетская книга, 2000. 319 с.
  4. Декарт Р. Сочинения: в 2-х т. М.: Мысль, 1994. Т. 2. 640 с.
  5. Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. 591 с.
  6. Ньютон И. Математические начала натуральной философии. М.: Наука, 1989. 688 с.
  7. Орлов Г. Древо музыки. СПб.: Композитор, 2005. 440 с.
  8. Платон. Тимей // Платон. Собрание сочинений: в 4-х т. М.: Мысль, 1994. Т. 3. С. 421-500.
  9. Прокл Диадох. Комментарий к «Тимею». Книга I / пер. С. В. Месяц. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2012. 376 с.
  10. Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993. 321 с.

Информация об авторах

Маковецкая Мария Владимировна

Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 31 марта 2019.
  • Опубликована: 10 июня 2019.

Ключевые слова

  • эстетика
  • онтология искусства
  • философия музыки
  • музыкальное пространство
  • музыкальное восприятие
  • aesthetics
  • ontology of art
  • philosophy of music
  • musical space
  • musical perception

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)