• Научная статья
  • 10 июня 2019
  • Открытый доступ

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ В РАЗВИТИИ ИСКУССТВА МОНГОЛИИ В XX-XXI ВЕКАХ

Аннотация

В статье проводится анализ развития современного искусства Монголии и выделяются три фактора, оказавшие на него особенно сильное влияние. На первом этапе 30-90-х гг. прошлого века доминирующим было влияние со стороны российской школы искусств, после 90-х годов происходит сближение монгольских художников с западноевропейскими мастерами, и с этого времени можно говорить о полистилизме в монгольском искусстве как главной его характерной черте. Базовым является древняя и богатейшая традиционная культура Монголии и буддийское искусство. Оно обогатило художественный язык не только образами, цветовыми сочетаниями, но и органичным выстраиванием композиции, организации художественного пространства, что заложено в системе пропорционирования в так называемых иконометрических построениях.

Источники

  1. Баяртур Б. Влияние советского искусства на монгольскую живопись // Россия и Монголия: культурная идентичность и межкультурное взаимодействие / отв. ред. В. М. Дианова. СПб.: Издательство философского факультета СПбГУ, 2011. С. 281-282.
  2. Белокурова С. М. Использование учения арга билиг в сравнительном анализе монгольской буддийской иконографии [Электронный ресурс]. URL: https://readymag.com/u50070366/416035/10/ (дата обращения: 08.04.2019).
  3. Белокурова С. М., Шишин М. Ю. Теория интерпретации монгольской архитектуры с опорой на учение «арга билиг» в контексте иконологического метода // Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения: материалы Восьмой всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (г. Барнаул, 23-24 июня 2016 г.). Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2016. С. 307-313.
  4. Белокурова С. М., Шишин М. Ю., Уранчимэг Д. Основные тенденции в современном искусстве Монголии: опыт интерпретации произведений искусства // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 12 (86). Ч. 2. С. 206-210.
  5. Дулам С. Культурный код «танцующего человека» петроглифического комплекса Рашаан-Хад [Электронный ресурс]. URL: https://readymag.com/u50070366/575921/9/ (дата обращения: 08.04.2019). DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2016.02.002.
  6. Иккерт Т. В. Искусство монгольского художника Б. Шарава: опыт интерпретации основных работ [Электронный ресурс]. URL: https://readymag.com/u50070366/640659/17/ (дата обращения: 08.04.2019). DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2017.01.008.
  7. Искусство Сибири и Монголии ХХ - начала ХХI в.: очерки истории и теории / под ред. М. Ю. Шишина, С. М. Белокуровой, Д. Уранчимэг, Е. В. Макаровой. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2018. 321 с.
  8. Ломакина И. И. Изобразительное искусство социалистической Монголии. Улан-Батор: Госиздательство МНР, 1970. 146 с.
  9. Мушникова Е. А. Творчество монгольского художника Дагдангийна Амгалана: национальное своеобразие и влияние русской живописной школы // Седьмые Снитковские искусствоведческие чтения. Барнаул, 2018. С. 156-163.
  10. Пурэвбат Г. Их Монголын Бурхадын лагшин дурийн хунь хэмжээний шугамын онол (Secret Proportions in Mongolian Buddhist Art). Улан-Батор, 2017. 406 с.
  11. Пурэвбат Г. Их Монголын улалжлалт урлаг дахь амьедыг дурслэн бутээхсуурь мэдэгдэхуун (Method of Depicting Animals in Mongolian Traditional Art). Улан-Батор, 2018. 410 с.
  12. Сергеева Т. В. Национальные традиции и современность в живописи Монголии // Искусство и культура Монголии и Центральной Азии: доклады и сообщения всесоюзной научной конференции: в 2-х ч. М., 1983. Ч. II. С. 175-177.
  13. Учение арга билиг как ось монгольской культуры / под общ. ред. М. Ю. Шишина. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2013. 182 с.
  14. Чутчева К. А. Изобразительное искусство Монголии ХХ века в контексте влияния русской художественной школы: дисс. … к. искусствоведения. Барнаул, 2006. 297 с.

Финансирование

Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ и Министерства образования, науки и культуры Монголии «Искусство Монголии в историко-культурном контексте Евразии: российско-монгольские диалоги от истоков до современности» № 19-512-44007.

Информация об авторах

Шишин Михаил Юрьевич

Алтайский государственный технический университет имени И. И. Ползунова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 25 апреля 2019.
  • Опубликована: 10 июня 2019.

Ключевые слова

  • искусство Монголии XX-XXI веков
  • иконометрия
  • Б. Шарав
  • Л. Намхайцэрэн
  • монгольские художники
  • Mongolian art of the XX-XXI centuries
  • iconometry
  • B. Sharav
  • L. Namhaitseren
  • Mongolian painters

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)