• Научная статья
  • 10 июля 2019
  • Открытый доступ

АКТУАЛИЗАЦИЯ ТЕМБРАЛЬНЫХ СВОЙСТВ ФОРТЕПИАННОЙ ФАКТУРЫ В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМ ПРОЦЕССЕ: СИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация

В статье рассматривается фортепианная фактура в аспекте ее тембральных свойств, обнаруживаемых в ходе синестетического анализа Сказки Н. Метнера ор. 20 № 2. Основной задачей автор ставит определение механизмов формирования тембральности фортепианной фактуры в интерпретации пианиста посредством анализа технологии исполнительского «доведения» тембрального компонента музыкального образа до художественной полноты и многомерности. Впервые выявляется проприо-интероцептивно-синестетический механизм взаимовлияния нотно-графического текста композитора и сознания исполнителя, который организует процесс создания темброфактуры. Акцентируется внимание на агогике, коренящейся в экзистенциальных структурах ощущения времени исполнителя.

Источники

  1. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Мн.: Харвест, 1999. 1408 с.
  2. Будников В. В. Тембральные свойства фортепианной фактуры в Сказке ор. 20 № 2 Н. Метнера: синестетический аспект // Музыкальная синестетика: история, теория, практика: сб. науч. ст. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория, 2016. С. 72-83.
  3. Галеев Б. М. Человек, искусство, техника. Проблема синестезии в искусстве. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1987. 264 с.
  4. Гуссерль Э. Собрание сочинений: в 3-х т. М.: Гнозис, 1994. Т. I. Феноменология внутреннего сознания времени. 192 с.
  5. Дильтей В. Описательная психология. СПб.: Алетейя, 1996. 160 с.
  6. Казанцева Л. П. Основы теории музыкального содержания: учеб. пособие. Астрахань: ИПЦ «Факел»; ООО «Астраханьгазпром», 2001. 368 с.
  7. Коляденко Н. П. Проблемы музыкальной синестетики. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки, 2015. 160 с.
  8. Коляденко Н. П. Синестетичность музыкально-художественного сознания (на материале искусства ХХ века). Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория им. М. И. Глинки, 2005. 392 с.
  9. Лысенко С. Ю. Синестетический художественный текст как феномен интерпретации в музыкальном театре. Хабаровск: ХГИИК, 2013. 340 с.
  10. Марина Ивановна Цветаева [Электронный ресурс]: сайт о великом русском поэте XX века. Письма. URL: http://tsvetaeva.lit-info.ru/tsvetaeva/pisma/letter-1011.htm (дата обращения: 12.04.2019).
  11. Мартинсен К. А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли. М.: Музыка, 1966. 220 с.
  12. Предвечнова Е. О. Фортепианные сонаты Н. К. Метнера: особенности стиля и семантики: дисс. … к. искусствоведения. Новосибирск, 2018. 258 с.
  13. Цытович В. И. Специфика тембрового мышления Б. Бартока в квартетах и в оркестровых произведениях // Вопросы теории и эстетики музыки. Л.: Музыка, 1972. Вып. 11. С. 147-166.
  14. Budnikov V. V. Coloristic Properties of Piano Music Texture in Nikolai Medtner’s Works // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2016. Vol. 9. № 6. P. 1443-1450.

Информация об авторах

Будников Владимир Викторович

Хабаровский государственный институт культуры

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 16 апреля 2019.
  • Опубликована: 10 июля 2019.

Ключевые слова

  • фортепианная фактура
  • тембральность фактуры
  • тембральная вертикаль
  • проприоцепция
  • интероцепция
  • исполнительское время
  • генерируемое время
  • piano texture
  • timbre character of texture
  • timbre vertical
  • proprioception
  • interoception
  • performer’s time
  • generated time

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)