ПРОГРАММНОСТЬ В СОНАТАХ ДЛЯ ВИОЛОНЧЕЛИ И ФОРТЕПИАНО КОМПОЗИТОРОВ ХХ ВЕКА
Аннотация
В статье рассматриваются сонаты для виолончели и фортепиано, созданные композиторами в ХХ веке, в свете одной из ведущих художественных тенденций музыки прошлого столетия - программности, которая конкретизирует авторский замысел произведений и направляет фантазию исполнителя или слушателя в определённое образно-содержательное русло. В виолончельных сонатах отразились различные типы программности: обобщённо-внесюжетный, обобщённо-сюжетный и картинный (портретный). Наибольшее распространение получил первый тип. Вместе с тем в произведениях воплотилась и символическая программность, получившая распространение в музыке второй половины ХХ века. В работе отмечено, что программность, изначально связанная с различными видами искусств, значительно модифицировала параметры типизированной жанровой модели сонаты и привела к появлению разнообразных образцов жанра.
Источники
- Арановский М. Г. Симфонические искания. Проблема жанра симфонии в советской музыке 1960-1975 годов: исследовательские очерки. Л.: Сов. композитор, 1979. 287 с.
- Арановский М. Г. Что такое программная музыка? М.: Музгиз, 1962. 117 с.
- Асафьев Б. В. О симфонической и камерной музыке. Л.: Музыка, 1981. 216 с.
- Асафьев Б. В. Русская музыка: XIX и начало ХХ века. Изд-е 2-е. Л.: Музыка, 1979. 344 с.
- Бобровский В. П. Программный симфонизм Шостаковича // Музыка и современность: сб. ст. М.: Музыка, 1965. Вып. 3. С. 32-67.
- Гайдамович Т. А. Виолончельные сонаты Бетховена. М.: Музыка, 1981. 70 с.
- Гайдамович Т. А. Заметки о виолончельной сонате Рахманинова и ее исполнителях // Вопросы музыкально-исполнительского искусства: сб. статей. М.: Музыка, 1967. Вып. 4. С. 99-123.
- Гайдамович Т. А. Инструментальные ансамбли. М.: Музгиз, 1963. 54 с.
- Гинзбург Л. С. История виолончельного искусства: в 4-х кн. М.: Музыка, 1965. Кн. 3. Русская классическая виолончельная школа (1860-1917). 634 с.
- Гинзбург Л. С. История виолончельного искусства: в 4-х кн. М.: Музыка, 1978. Кн. 4. Зарубежное виолончельное искусство XIX-XX веков. 407 с.
- Гинзбург Л. С. История и теория смычкового искусства: программа-конспект для оркестровых факультетов музыкальных вузов (для виолончелистов). М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1972. 45 с.
- Грачёва Т. В. Программность как ключ к идентификации знаков и кодов музыкального сочинения // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 35 (173). Филология. Искусствоведение. Вып. 37. С. 168-172.
- Гребнева И. В. Классический жанр сегодня: скрипичный концерт конца ХХ - начала ХХI веков // Музыкальная академия. 2010. № 1. С. 162-168.
- Григорьева Г. В. Новые эстетические тенденции музыки второй половины ХХ века. Стили. Жанровые направления // Теория современной композиции / отв. ред. В. С. Ценова. М.: Музыка, 2005. С. 23-39.
- Гудожникова О. Н. Соната для виолончели и фортепиано в отечественной музыке XIХ-XX веков: эволюция и особенности стиля: дисс. … к. искусствоведения. Магнитогорск, 2017. 227 с.
- Изосимов А. Соната для виолончели и фортепиано. СПб.: Композитор, 2008. 52 с.
- Казанцева Л. П. Музыкальное содержание в контексте культуры: учебное пособие для музыкальных вузов. Астрахань: Волга, 2009. 368 с.
- Казанцева Л. П. Функции программы в музыке [Электронный ресурс]. URL: http://www.muzsoderjanie.ru/nauka/nauchnie-publicacii/92-kazantseva-funkcii-v-programme.html (дата обращения: 06.05.2019).
- Карпова А. В. Органная традиция и принцип программности (на примере сочинений П. Эбена) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. Т. 17. № 1 (5). С. 1219-1223.
- Коробова А. Г. Музыкальные жанры и жанровый анализ: метод. разработка по спецкурсу «Анализ музыкальных произведений» для музыковедческого отделения консерватории. Екатеринбург: Изд-во Уральской гос. консерватории им. М. П. Мусоргского, 2009. 25 с.
- Раабен Л. Н. Инструментальный ансамбль в русской музыке. М.: Музгиз, 1961. 475 с.
- Раабен Л. Н. Камерно-инструментальная музыка первой половины ХХ века. Страны Европы и Америки. Л.: Сов. композитор, 1986. 198 с.
- Раабен Л. Н. Советская камерно-инструментальная музыка. Л.: Музгиз, 1963. 340 с.
- Рыбак Н. Я. Картинность и картинные образы музыки: история и типология: автореф. дисс. … к. искусствоведения. Магнитогорск, 2006. 28 с.
- Сергеева Т. П. Соната для виолончели и фортепиано. М., 1986. 23 с.
- Сильвестров В. Дождаться музыки: лекции-беседы. По материалам встреч, организованных Сергеем Пилютиковым. К.: ДУХ I ЛIТЕРА, 2012. 368 с.
- Соколов О. В. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та, 1994. 88 с.
- Сокольвяк Н. Л. Мемориальный квартет в русской музыке: автореф. дисс. … к. искусствоведения. Магнитогорск, 2014. 24 с.
- Степанова А. С. К вопросу о классификации музыкальных произведений, созданных на живописный сюжет // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2016. № 2 (43). С. 167-173.
- Тюлин Ю. Н. О программности в произведениях Шопена. М.: Музыка, 1968. 66 с.
- Холопова В. Н. Музыка как вид искусства. Музыкальное произведение как феномен: учебное пособие для музыковедов консерваторий. М.: Музыка, 1990. 249 с.
- Хохлов Ю. Н. О музыкальной программности. М.: Музгиз, 1963. 144 с.
- Шитикова Р. Г. Программная соната в музыке ХХ века [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. 2015. № 2. Ч. 23. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38187 (дата обращения: 30.01.2018).
- Шульгин Д. И. Признание Эдисона Денисова: по материалам бесед. М.: Композитор, 1998. 465 с.
- Щербаков Ю. В. Музыкальное произведение в контексте теории жанра // Альманах современной науки и образования. 2015. № 11 (101). С. 123-125.
- http://froland.ru/vcson.html (дата обращения: 15.08.2017).
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 5 апреля 2019.
- Опубликована: 10 июля 2019.
Ключевые слова
- программность
- соната для виолончели и фортепиано
- жанровый синтез
- сонаты “in memoriam”
- типизированная модель жанра
- programmaticity
- sonata for cello and piano
- genre synthesis
- sonatas “in memoriam”
- typified genre model
Copyright
© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»