• Научная статья
  • 10 июля 2019
  • Открытый доступ

ИЗОБРАЖЕНИЯ ДОНАТОРОВ В ИСПАНСКИХ РЕТАБЛО XIV-XVI ВВ.

Аннотация

В статье проанализированы изображения донаторов в живописных и скульптурных испанских ретабло XIV-XVI вв., не фигурировавшие в качестве темы специального исследования в отечественной науке. Эволюция иконографии заказчиков-молящихся заключается в увеличении размера фигур и конкретизации их портретных черт, перемещении данных изображений из центральной панели в отдельные секции пределлы с последующим выделением фигур из ансамбля ретабло в виде статуй в комплексах капелл-усыпальниц под влиянием гробничной скульптуры. Атрибутами, отражающими социальный статус и личность заказчика, являются костюм и геральдические знаки.

Источники

  1. Каганэ Л. Л. Портрет в испанской живописи XV в. // Сервантесовские чтения: сборник статей. Л.: Наука, 1988. С. 18-38.
  2. Каптерева Т. П. Искусство Испании. Средние века. Эпоха Возрождения: очерки. М.: Изобразительное искусство, 1989. 385 с.
  3. Эсоно А. Ф. Ретабло как проповедь и театр // Научные труды. СПб.: Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, 2015. Вып. 33. Проблемы развития зарубежного искусства. С. 84-98.
  4. Юрьева Т. Ю. Алтарное пространство католического храма как западноевропейский аналог русского православного иконостаса // Верхневолжский филологический вестник. 2016. № 3. С. 98-103.
  5. Camon Aznar J. Summa artis. Pintura medieval española. Madrid: Espasa-Calpe, 1988. 716 p.
  6. García Marsilla J. V. El precio de la belleza. Mercado y cotización de los retablos pictóricos en la Corona de Aragón (siglos XIV y XV) // Sources séríelles et príx au Moyen Âge: travaux offerts à Maurice Berthe. Tolouse: CNRS Université de Toulouse-Le Mirail, 2009. P. 253-290.
  7. Kroesen J. E. A. Staging the Liturgy: The Medieval Altarpiece in the Iberian Peninsula. Lueven - P. - Walpole: Peeters, 2009. 467 p.
  8. La Cartuja de Miraflores. Madrid: Fundación Iberdrola, 2007. Vol. 2. 77 p.
  9. Lacarra Ducay M. del C. Blasco de Grañén y la pintura del gótico internacional en Aragón // La pintura gótica durante el siglo XV en tierras de Aragón y en otros territorios peninsulares. Zaragoza: Institución “Fernando el Católico”, 2007. P. 7-72.
  10. Miquel Juan M. Retablos, prestigio y dinero: talleres y mercado de pintura en la Valencia del gótico internacional. Valencia: Universitat de Valéncia, 2008. 356 p.
  11. Molina i Figueras J. Arte, devoción y poder en la pintura tardogótica catalana. Murcia: Universidad de Murcia, 1999. 246 p.
  12. Rincón Alvarez M. Esculturas en el retablo Mayor y los grupos orantes. Tesoros artísticos en el Monasterio del Escorial. Madrid: Ediciones Escurialenses, 2011. 39 p.
  13. Robinson C. Preaching to the Converted: Valladolid’s “Cristianos nuevos” and the “Retablo de don Sancho de Rojas” (1415) // Speculum. 2008. Vol. 83. № 1. P. 112-163.
  14. Ruiz Quesada F. Lluís Dalmau y la influencia del realismo flamenco en Cataluña // La pintura gótica durante el siglo XV en tierras de Aragón y en otros territorios peninsulares. Zaragoza: Institución “Fernando el Católico”, 2007. P. 243-298.
  15. Salvador González J. M., De la Casa Rodríguez C. Sobre la supuesta línea de desarrollo de la retratística medieval. Del donante al. retrato individual // Mirabilia ars. 2005. № 2. P. 73-98.
  16. Silva Moroto P. El “Retablo se los Gozos de María” de Jorge Inglés // Boletín del Museo del Prado. 2012. T. XXX. № 48. P. 6-23.
  17. Yarza Luaces J. El retrato medieval: la presencia del donante // El retrato. Madrid: Fundación Amigos del Museo del Prado, 2004. P. 55-89.
  18. Zalama M. A. Fernando el Católico y las artes: pinturas y tapices // Revista de estudios Colombinos. 2015. № 11. P. 7-28.

Информация об авторах

Прохорцова Мария Максимовна

Санкт-Петербургский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 20 апреля 2019.
  • Опубликована: 10 июля 2019.

Ключевые слова

  • ретабло
  • донатор
  • капелла-усыпальница
  • мемориальный потрет
  • иконография Богоматери
  • геральдические знаки
  • reredos
  • donator
  • chapel - burial vault
  • memorial portrait
  • Holy Virgin iconography
  • heraldic signs

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)