• Научная статья
  • 10 сентября 2019
  • Открытый доступ

ВЫСТАВОЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК СРЕДА ДЛЯ ДИАЛОГА КЛАССИЧЕСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ И СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

Аннотация

Статья посвящена диалогу между классической скульптурой и выставкой современного искусства. Автор выделяет арт-практику энвайронмента, получившую особое распространение во второй половине XX - начале XXI века, как основной инструмент создания художественного синтеза классической скульптуры и экспозиции, что приводит к появлению особых иммерсивных пространств. В рамках исследования рассмотрено несколько выставочных проектов, включивших в свою концепцию образцы скульптуры прошедших эпох. В работе выявляются особенности синтеза старого и нового в искусстве в рамках выставочной и музейной деятельности, анализируются подходы к созданию временной выставки, исследуются особенности взаимоотношений классического искусства скульптуры и современных произведений в едином художественном поле.

Источники

  1. Андреева E. Ю. Постмодернизм: искусство второй половины XX - начала XXI века. СПб.: Азбука-классика, 2007. 484 с.
  2. Бирюкова М. В. «Куратор как художник» и «выставка как произведение искусства» в западной культуре второй половины XX в. Харальд Зееман и его выставочные проекты // Общество. Среда. Развитие. 2010. № 3 (16). С. 181-185.
  3. Венкова А. В. Пространственные энвайронменты в современном искусстве // Международный журнал исследований культуры. 2018. № 3 (32). С. 209-219.
  4. Захарова Е. В. Хеппенинг, перформанс, энвайронмент - становление новой концепции искусства второй половины XX в. // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2013. № 4 (12). С 21-25.
  5. Костриц Ф. А. Актуальное искусство в пространстве художественного музея. Проблемы репрезентации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Общественные и гуманитарные науки. 2008. № 65. С. 149-153.
  6. Куклинова И. А. Диалог культур в универсальном музее (на примере Лувра) // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2007. Т. 172. Современные проблемы межкультурных коммуникаций. С. 280-286.
  7. Майстровская М. Т. Композиционно-художественные тенденции формообразования музейной экспозиции (в контексте искусства, архитектуры, дизайна): автореф. дисс. … д. искусствоведения. М., 2002. 54 с.
  8. Мастеница Е. Н. Музейный мир в XXI веке: векторы развития // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2015. Т. 212. Музей в мире культуры. Мир культуры в музее. С. 19-26.
  9. О’Нил П. Культура кураторства и кураторство культур(ы). М.: Ад Маргинем, 2015. 320 с.
  10. Порчайкина Н. В. Выставка современного искусства как система: пространство - экспонат - человек: автореф. дисс. … к. искусствоведения. Барнаул, 2013. 26 с.
  11. Салтанова (Шляхтина) М. В. Игровые стратегии музея современного искусства // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 101. С. 252-258.
  12. Фостер Х., Краусс Р., Буа И.˗А., Бухло Б. Х. Д., Джослит Д. Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм / пер. с англ. под ред. А. Фоменко, А. Шестакова. М.: Ад Маргинем, 2015. 816 с.
  13. Хованская А. В., Кукьян В. Н. Художественная культура постмодернизма. Пермь: Пермская ГСХА, 2012. 211 с.
  14. Худякова Л. А. Музей в эпоху постмодерна: потери или возможности? // Вопросы музеологии. 2010. № 2 (2). С. 12-21.
  15. Энтони Гормли. Во весь рост. Античная и современная скульптура [Электронный ресурс]: выставка // Государственный Эрмитаж. URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/news/news-item/Press+Releases/hm16_ 11_09_01/?lng=item/Press+Releases/hm16_11_09_01/?lng= (дата обращения: 21.01.2019).

Информация об авторах

Подольская Ксения Сергеевна

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 8 апреля 2019.
  • Опубликована: 10 сентября 2019.

Ключевые слова

  • скульптура
  • выставка
  • художественный музей
  • куратор
  • постмодернизм
  • энвайронмент
  • sculpture
  • exhibition
  • art museum
  • curator
  • postmodernism
  • environment

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)