• Научная статья
  • 21 октября 2019
  • Открытый доступ

ТРАНССМЫСЛОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ КАК МЕТОД ИДЕНТИФИКАЦИИ ЭСТЕТИКИ ТЕАТРАЛЬНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Аннотация

Статья посвящена изучению системных моделей смыслообразования, которые в контексте театрального искусства принимают форму транссмысловых конструкций и соединяют визуальное и ментальное пространства спектакля. Выявление четырех типов конструирования смысла в векторах мифотворчества и перформативности, включающих аллегорический и мистериальный уровни зрительского восприятия, способствует определению доминирующей эстетики театрального действия: метафорической (поэтической), постдраматической и постмодернистской. Исследование ментальной сферы спектакля, эквивалентное когнитивному процессу, качественно расширяет рамки театроведческого анализа.

Источники

  1. Бердяев Н. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. 480 с.
  2. Выготский Л. С. Психология искусства / общ. ред. В. В. Иванова, коммент. Л. С. Выготского и В. В. Иванова; вступ. ст. А. Н. Леонтьева. Изд-е 3-е. М.: Искусство, 1986. 573 с.
  3. Делёз Ж. Различие и повторение / пер. с фр. Н. Б. Маньковской и Э. П. Юровской. СПб.: Петрополис, 1998. 384 с.
  4. Когнитивная психология: учебник для вузов / под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. 480 с.
  5. Леман Х.-Т. Постдраматический театр. М.: ABCdesign, 2013. 312 с.
  6. Лиотар Ж.-Ф. Заметки о смыслах «пост» / пер. с фр. А. В. Гараджи // Иностранная литература. 1994. № 1. С. 54-66.
  7. Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб, 2000. 704 с.
  8. Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства / пер. с чеш. М.: Искусство, 1994. 606 с.
  9. Песочинский Н. Большое драматическое зазеркалье [Электронный ресурс] // Театр: журнал. 2014. URL: http://oteatre. info/bolshoie-dramaticheskoie-zazerkalye/ (дата обращения: 01.06.2019).
  10. Пронин А. Округленные величины [Электронный ресурс] // Театрал. 2014. URL: http://ptj.spb.ru/pressa/okruglennye-velichiny/ (дата обращения: 01.06.2019).
  11. Режиссерский театр. Разговоры под занавес века. М.: МХТ, 2004. 530 с.
  12. Рудзитис Р. Сознание красоты спасет. Таллин: Эстонское общество Рериха, 1990. 48 с.
  13. Шлыкова С. П. Трансгрессия в авангардном искусстве XX - начала XXI веков: автореф. дисс. … к. искусствоведения. Саратов, 2013. 29 с.
  14. Ясперс К. Философия. Книга третья. Метафизика / пер. А. К. Судакова. М.: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2012. 296 с.

Информация об авторах

Алесенкова Виктория Николаевна

Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 30 августа 2019.
  • Опубликована: 21 октября 2019.

Ключевые слова

  • транссмысловые конструкции
  • мифотворчество
  • перформативность
  • эстетика театра
  • мифический концепт
  • символ
  • метафора
  • multi-meaningful constructions
  • myth-creation
  • performativity
  • theatrical aesthetics
  • mythical concept
  • symbol
  • metaphor

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)