• Научная статья
  • 22 ноября 2019
  • Открытый доступ

ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЛЕКСНОГО МЕТОДА АНАЛИЗА МОНГОЛЬСКОЙ ЖИВОПИСИ СТИЛЯ МОНГОЛ ЗУРАГ (НА ПРИМЕРЕ КАРТИН Б. ШАРАВА)

Аннотация

В статье обосновывается комплексный методологический подход в интерпретации произведений живописи монгольского художника Б. Шарава. Он сочетает ключевые положения концепции культурных констант и опыта иконологического анализа. Данный подход позволяет вскрывать более глубокие семантические слои произведения, связанные с культурными универсалиями Монголии, а именно «орнаментом», и выявлять композиционную целостность многофигурных и многосюжетных картин, выполненных в самобытном живописном стиле - монгол-зураг, используя монгольский орнамент в качестве исходного иконологического образа.

Источники

  1. Батчулуун Л. Марзан Шаравын туурвилзүй. Улаанбаатар: Марзан Шаравын Урлагийн Академи, 2009. 340 с.
  2. Баяртөр Б. Дүрслэх урлаг судлал шинжлэл. Улаанбаатар: «Бэмби сан» ХХК, 2014. 414 с.
  3. Белокурова С. М. Семантика монгольского традиционного орнамента в контексте арга билиг // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 5 (24). С. 232-234.
  4. Болд Б. Монгол ардын хээ угалз. Улаанбаатар: Адмон, 2012. 240 с.
  5. Варбург А. Великое переселение образов. Исследование по истории и психологии возрождения античности. СПб.: Азбука-классика, 2008. 384 с.
  6. Гантулга Д. Монголчууд үлэмж ертөнцийн орон зайд. Улаанбаатар: «Голден легион» ХХК, 2017. 174 с.
  7. Гекман Л. П., Цэдэв Н., Шишин М. Ю. Константы культуры в трансграничной области на Алтае: подходы и методы их обнаружения // Мир науки, культуры, образования. 2008. № 5. С. 160-161.
  8. Дамдинсүрэн Д. Зураач Марзан Шарав // Уран сайханчдад тусламж. 1953. № 3. С. 23-27.
  9. Зедльмайр Г. Искусство и истина: теория и метод истории искусства. СПб.: Axioma, 2000. 272 с.
  10. Константы культуры России и Монголии: очерки истории и теории / под общ. ред. М. Ю. Шишина, Е. В. Макаровой. Барнаул: Алтайский дом печати, 2010. 313 с.
  11. Ломакина И. И. Изобразительное искусство социалистической Монголии. Улан-Батор: Гос. издательство МНР, 1970. 146 с.
  12. Майдар Д. Монголын түүх соёлын дурсгалт зүйлс. М.: Прогресс, 1982. 176 с.
  13. Манибадар Д. Монгол үндэсний хээ угалз. Улаанбаатар: Анхны хэвлэл, 2012. 146 с.
  14. Нямбуу Х. Халхын зарим нутгийн хээ угалзын зүйл. Улаанбаатар: ШУА-ын хэвлэл, 1968. 128 с.
  15. Панофский Э. Перспектива как символическая форма. Готическая архитектура и схоластика. СПб.: Азбука-классика, 2004. 336 с.
  16. Ринчен Б. Монголын хээ угалз // Хөдөлмөр. 1971. № 51. С. 4-7.
  17. Сономцэрэн Л. Б. Шарав. Улаанбаатар: Монголын урчуудын эвлэлийн хэвлэл чимэглэлийн уйлдвэр, 1969. 22 с.
  18. Учение арга билиг как ось монгольской культуры: монография / под общ. ред. М. Ю. Шишина. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2013. 181 с.
  19. Цултэм Н. Монголын гоёл чимэглэлийн урлаг. Улаанбаатар: Гос. издательство МНР, 1987. 198 с.
  20. Цултэм Н. Монгольская национальная живопись «Монгол Зураг». Улан-Батор: Гос. издательство, 1986. 192 с.
  21. Чутчева К. А. Изобразительное искусство Монголии XX века в контексте влияния русской художественной школы: дисс. … к. искусствоведения. Барнаул, 2006. 297 с.
  22. Шишин М. Ю. Проблемы интерпретации произведения искусства: философские ракурсы рассмотрения // Вестник алтайской науки. 2013. № 2: в 2-х ч. Ч. 2. С. 105-112.
  23. Эрдэнэцог Ц. Развитие национальной живописи Монголии в первой четверти ХХ века // Studia culturae. 2013. № 18. С. 222-231.
  24. Ядамжав Ц. Орнаменты. Улан-Батор, 2009. 162 с.

Информация об авторах

Иккерт Татьяна Валерьевна

Алтайский государственный институт культуры

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 9 сентября 2019.
  • Опубликована: 22 ноября 2019.

Ключевые слова

  • монгольское искусство
  • монгол зураг
  • творчество Б. Шарава
  • культурные константы
  • орнамент
  • иконологический подход
  • Mongolian art
  • Mongol Zurag
  • B. Sharav’s creative work
  • cultural constants
  • ornament
  • iconological approach

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)