ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЛЕКСНОГО МЕТОДА АНАЛИЗА МОНГОЛЬСКОЙ ЖИВОПИСИ СТИЛЯ МОНГОЛ ЗУРАГ (НА ПРИМЕРЕ КАРТИН Б. ШАРАВА)
Аннотация
В статье обосновывается комплексный методологический подход в интерпретации произведений живописи монгольского художника Б. Шарава. Он сочетает ключевые положения концепции культурных констант и опыта иконологического анализа. Данный подход позволяет вскрывать более глубокие семантические слои произведения, связанные с культурными универсалиями Монголии, а именно «орнаментом», и выявлять композиционную целостность многофигурных и многосюжетных картин, выполненных в самобытном живописном стиле - монгол-зураг, используя монгольский орнамент в качестве исходного иконологического образа.
Источники
- Батчулуун Л. Марзан Шаравын туурвилзүй. Улаанбаатар: Марзан Шаравын Урлагийн Академи, 2009. 340 с.
- Баяртөр Б. Дүрслэх урлаг судлал шинжлэл. Улаанбаатар: «Бэмби сан» ХХК, 2014. 414 с.
- Белокурова С. М. Семантика монгольского традиционного орнамента в контексте арга билиг // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 5 (24). С. 232-234.
- Болд Б. Монгол ардын хээ угалз. Улаанбаатар: Адмон, 2012. 240 с.
- Варбург А. Великое переселение образов. Исследование по истории и психологии возрождения античности. СПб.: Азбука-классика, 2008. 384 с.
- Гантулга Д. Монголчууд үлэмж ертөнцийн орон зайд. Улаанбаатар: «Голден легион» ХХК, 2017. 174 с.
- Гекман Л. П., Цэдэв Н., Шишин М. Ю. Константы культуры в трансграничной области на Алтае: подходы и методы их обнаружения // Мир науки, культуры, образования. 2008. № 5. С. 160-161.
- Дамдинсүрэн Д. Зураач Марзан Шарав // Уран сайханчдад тусламж. 1953. № 3. С. 23-27.
- Зедльмайр Г. Искусство и истина: теория и метод истории искусства. СПб.: Axioma, 2000. 272 с.
- Константы культуры России и Монголии: очерки истории и теории / под общ. ред. М. Ю. Шишина, Е. В. Макаровой. Барнаул: Алтайский дом печати, 2010. 313 с.
- Ломакина И. И. Изобразительное искусство социалистической Монголии. Улан-Батор: Гос. издательство МНР, 1970. 146 с.
- Майдар Д. Монголын түүх соёлын дурсгалт зүйлс. М.: Прогресс, 1982. 176 с.
- Манибадар Д. Монгол үндэсний хээ угалз. Улаанбаатар: Анхны хэвлэл, 2012. 146 с.
- Нямбуу Х. Халхын зарим нутгийн хээ угалзын зүйл. Улаанбаатар: ШУА-ын хэвлэл, 1968. 128 с.
- Панофский Э. Перспектива как символическая форма. Готическая архитектура и схоластика. СПб.: Азбука-классика, 2004. 336 с.
- Ринчен Б. Монголын хээ угалз // Хөдөлмөр. 1971. № 51. С. 4-7.
- Сономцэрэн Л. Б. Шарав. Улаанбаатар: Монголын урчуудын эвлэлийн хэвлэл чимэглэлийн уйлдвэр, 1969. 22 с.
- Учение арга билиг как ось монгольской культуры: монография / под общ. ред. М. Ю. Шишина. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2013. 181 с.
- Цултэм Н. Монголын гоёл чимэглэлийн урлаг. Улаанбаатар: Гос. издательство МНР, 1987. 198 с.
- Цултэм Н. Монгольская национальная живопись «Монгол Зураг». Улан-Батор: Гос. издательство, 1986. 192 с.
- Чутчева К. А. Изобразительное искусство Монголии XX века в контексте влияния русской художественной школы: дисс. … к. искусствоведения. Барнаул, 2006. 297 с.
- Шишин М. Ю. Проблемы интерпретации произведения искусства: философские ракурсы рассмотрения // Вестник алтайской науки. 2013. № 2: в 2-х ч. Ч. 2. С. 105-112.
- Эрдэнэцог Ц. Развитие национальной живописи Монголии в первой четверти ХХ века // Studia culturae. 2013. № 18. С. 222-231.
- Ядамжав Ц. Орнаменты. Улан-Батор, 2009. 162 с.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 9 сентября 2019.
- Опубликована: 22 ноября 2019.
Ключевые слова
- монгольское искусство
- монгол зураг
- творчество Б. Шарава
- культурные константы
- орнамент
- иконологический подход
- Mongolian art
- Mongol Zurag
- B. Sharav’s creative work
- cultural constants
- ornament
- iconological approach
Copyright
© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»