• Научная статья
  • 22 ноября 2019
  • Открытый доступ

КОГНИТИВНОЕ ТЕАТРОВЕДЕНИЕ КАК ОПЫТ АНАЛИЗА МЕНТАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В КОНТЕКСТЕ ПОСТДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА

Аннотация

Статья посвящена определению путей возможного развития нового направления в театроведении - когнитивного, под которым подразумевается изучение ментальных образов и мыслительных процессов на основе невербального языка сценического действия. Автор формирует комплексное представление о принципе творческого мышления в постдраматическом аспекте театрального искусства, демонстрируя его дихотомическую природу. В результате адаптации некоторых категорий когнитивной лингвистики и когнитивной психологии к реалиям театра театроведческий анализ дополняется такими инструментами, как мифический концепт, метасимвол и концептуальный символ.

Источники

  1. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс; Универс, 1994. 616 с.
  2. Бердяев Н. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. 480 с.
  3. Зиновьева Е. И. Понятие «концепт» в отечественном языкознании: основные подходы и направления исследования // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2003. Серия 2. История. № 2. С. 35-44.
  4. Иванов Вяч. Две стихии в современном символизме // Иванов Вяч. По Звёздам: сборник. СПб.: Оры, 1909. С. 247-308.
  5. Кессиди Ф. Х. От мифа к логосу (становление греческой философии). М.: Мысль, 1972. 312 с.
  6. Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов / под общ. ред. Е. С. Кубряковой. М.: Филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996. 245 с.
  7. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем / пер. с англ.; под ред. и с предисл. А. Н. Баранова. М.: Едиториал УРСС, 2004. 256 с.
  8. Леман Х.-Т. Постдраматический театр. М.: ABCdesign, 2013. 312 с.
  9. Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб, 2000. 704 с.
  10. Мамардашвили М. К., Пятигорский А. М. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. 224 с.
  11. Платон. Государство. Тимей // Платон. Диалоги. Книга вторая. М.: Эксмо, 2008. С. 89-542.
  12. Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика: монография. М.: АСТ; Восток - Запад, 2007. 314 с.
  13. Флоренский П. Иконостас. Избранные труды по искусству. СПб.: Мифрил; Русская книга, 1993. 365 с.
  14. Ясперс К. Философия. Книга третья. Метафизика / пер. А. К. Судакова. М.: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2012. 296 с.
  15. Fauconnier G., Turner M. Conceptual integration networks // Cognitive Science. 1998. Vol. 22. № 2. P. 133-187.
  16. Fauconnier G., Turner M. The Way We Think: Conceptual Blending and the Mind’s Hidden Complexities. N. Y.: Basic Books, 2002. 464 р.

Информация об авторах

Алесенкова Виктория Николаевна

Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 30 августа 2019.
  • Опубликована: 22 ноября 2019.

Ключевые слова

  • когнитивное театроведение
  • творческое мышление
  • ментальные образы
  • постдраматический театр
  • метасимвол
  • мифический концепт
  • концептуальный символ
  • восприятие
  • cognitive theatre studies
  • creative thinking
  • mental images
  • post-dramatic theatre
  • meta-symbol
  • mythic concept
  • conceptual symbol
  • perception

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)