• Научная статья
  • 31 декабря 2019
  • Открытый доступ

ТЕАТРАЛЬНАЯ СЕМАНТИКА В ИНТОНАЦИОННОМ КОМПЛЕКСЕ ФОРТЕПИАННЫХ СОНАТ МОЦАРТА КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ИСПОЛНЕНИЯ

Аннотация

Статья раскрывает аспект театральной семантики в интонационном комплексе фортепианных сонат В. А. Моцарта с точки зрения исполнительской практики. Рассматриваются особенности взаимосвязи оперного и инструментального творчества композитора с позиции театральной интертекстуальности. Художественная интерпретация фортепианных сонат В. А. Моцарта осуществляется на основе концепции расшифровки семантических комплексов в сочинениях композитора. Приводятся примеры совпадений характеристик персонажей, «мигрировавших» из сферы оперного искусства в пространство сонатного цикла.

Источники

  1. Бирмак А. В. О художественной технике пианиста. М.: Музыка, 1973. 138 с.
  2. Гареева М. А. О воплощении театральных образов в тематизме фортепианных сонат Моцарта // Из опыта работы педагога-музыканта: сб. статей. Уфа: Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова, 2016. С. 69-83.
  3. Гареева М. А. Структурно-семантический феномен героя как атрибут театральности в тематизме фортепианных сонат Моцарта // Проблемы музыкальной науки. 2017. № 2. С. 118-126.
  4. Гареева М. А. «Quasi-партитуры» фортепианных сонат В. А. Моцарта в контексте традиций домашнего музицирования // Южно-Российский музыкальный альманах. 2017. № 1 (26). С. 5-10.
  5. Данилова Я. Ю. Смысловые структуры в тексте фортепианных сонат Моцарта // Музыка прошлого и современность: сб. статей. Уфа: ЛМС УГАФ, 2010. С. 57-66.
  6. Курышева Т. А. Театральность и музыка. М.: Советский композитор, 1984. 201 с.
  7. Луцкер П. В., Сусидко И. П. Моцарт и его время. М.: Классика-XXI, 2008. 642 с.
  8. Мороз Т. И., Ивачева Д. А. Фортепианное исполнительское искусство в аспекте театральности // Манускрипт. 2018. № 5. С. 130-133.
  9. Моцарт В. А. Полное собрание писем / пер. на рус. яз. И. С. Алексеевой, А. В. Бояркиной, С. А. Кокошкиной, В. М. Кислова. М.: Международные отношения; Аграф, 2006. 536 с.
  10. Ошарин Л. В. Культурные источники современной театральной семантики // Культура и цивилизация. 2016. № 3. 26-34.
  11. Сладкопевец Р. В. Развитие вокалиста в процессе освоения профессиональных навыков музыкально-художественного исполнения // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2 (52). С. 228-230.
  12. Чигарева Е. И. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени. Художественная индивидуальность. Семантика. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 280 с.
  13. Шаймухаметова Л. Н. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы. М.: РГБ, 1999. 317 с.

Информация об авторах

Черноусова Ирина Викторовна

Академия хорового искусства имени В. С. Попова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 3 октября 2019.
  • Опубликована: 31 декабря 2019.

Ключевые слова

  • театральная семантика
  • интертекстуальность
  • интонационный комплекс
  • исполнительская практика
  • опера
  • соната
  • фортепианное мастерство
  • theatrical semantics
  • intertextuality
  • intonation complex
  • performing practice
  • opera
  • sonata
  • piano skills

Copyright

© 2019 Автор(ы)
© 2019 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)