• Научная статья
  • 30 апреля 2020
  • Открытый доступ

Путь познания по Аристотелю: от эстезиса к ноэзису

Аннотация

В статье показывается, что распространённое представление о познании как переходе от чувственного восприятия к мышлению ошибочно. Действительное познание есть момент жизни, в которой чувственность и ум неотделимы друг от друга, а потому и в познании на любом его этапе они также неотделимы. Гносеологическое рассмотрение познания как перехода от восприятия к мышлению есть превращённая форма бытия познания. В качестве примера адекватной концепции познания предлагается концепция познания по Аристотелю как переход от эстезиса к ноэзису. На обоих этапах познания мы имеем единую энергию. Опыт есть контакт целостной личности с непосредственно окружающим её миром, и познание есть лишь специальный вид этого опыта.

Источники

  1. Анри М. Материальная феноменология. М. - СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. 208 с.
  2. Аристотель. Метафизика. М.: Эксмо, 2006. 608 с.
  3. Аристотель. Протрептик. О чувственном восприятии. О памяти. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2004. 183 с.
  4. Бергсон А. Творческая эволюция. М.: ТЕРРА - Книжный клуб; Канон-пресс-Ц, 2001. 384 с.
  5. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988. 464 с.
  6. Зинченко В. П. Психология предметного действия. М. - СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018. 384 с.
  7. Лосев А. Ф. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль, 1993. 958 с.
  8. Мамардашвили М. К. Лекции по античной философии. М.: Аграф, 1999. 320 с.
  9. Мамардашвили М. К. Психологическая топология пути. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного ин-та, 1997. 571 с.
  10. Матурана У. Р., Варела Ф. Х. Древо познания: биологические корни человеческого понимания. M.: Прогресс-Традиция, 2001. 224 с.
  11. Молчанов В. И. Феномен пространства и происхождение времени. М.: Академический Проект, 2015. 277 с.
  12. Орлов Е. В. Аристотель о началах человеческого разумения. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2013. 303 с.
  13. Орлов Е. В. Философский язык Аристотеля. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2011. 317 с.
  14. Перлер Д. Теории интенциональности в Средние века. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016. 472 с.
  15. Пуанкаре А. Избранные труды: в 3-х т. М.: Наука, 1974. Т. 3. 773 с.
  16. Соболева М. Е. Философская герменевтика: понятия и позиции. М.: Академический Проект, 2014. 151 с.
  17. Фигаль Г. Предметность мира // Эпистемология и философия науки. 2010. Т. XXVI. № 4. С. 18-30.
  18. Хайдеггер М. О существе и понятии ϕύσις // Васильева Т. В. Семь встреч с Хайдеггером. М.: Издатель Савин С. А., 2004. С. 119-184.
  19. Эпистемология: перспективы развития / отв. ред. А. В. Лекторский. М.: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2012. 536 с.
  20. Aristoteles. Μετα τα ϕυσικα // Aristotelis opera: 5 vols. Berlin: Academia Regia Borussica, 1831. Vol. 2. Р. 196-309.
  21. Husserl E. Ideen zur einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Drittes Buch. Hamburg: Meiner, 1986. 164 S.
  22. Landgrebe L. Faktizität und Individuation. Studien zu den Grundfragen der Phänomenologie. Hamburg: Felix Meiner Verlag, 1982. 176 S.
  23. Merleau-Ponty M. The Structure of Behavior. Boston: Beacon Pr., 1963. 288 p.
  24. Misch G. Der Aufbau der Logik auf dem Boden der Philosophie des Lebens. Freiburg - München: Alber, 1994. 584 S.

Информация об авторах

Кушнаренко Сергей Петрович

Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 26 февраля 2020.
  • Опубликована: 30 апреля 2020.

Ключевые слова

  • символ
  • фантазма
  • познание
  • интерпретация
  • эстезис
  • ноэзис
  • кинэстеза
  • восприятие
  • symbol
  • phantasma
  • cognition
  • interpretation
  • aesthesis
  • noesis
  • kinesthesa
  • perception

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)