Концепция времени в рекомпозиции шедевра Антонио Вивальди британским минималистом Максом Рихтером
Аннотация
Статья содержит результаты исследования путей воплощения художественного времени в музыке XXI века на примере рекомпозиции британским минималистом Максом Рихтером цикла Антонио Вивальди «Времена года». Посредством анализа межтекстового диалога барокко и современности рассмотрен процесс рождения нового произведения с оригинальной концепцией времени. В сочинении Рихтера модели старинного инструментального концерта как знаки исчезнувшей эпохи адаптируются к современной культуре, взаимодействуют с минимализмом, рок- и электронной музыкой, стилем эмбиент. В итоге художественное время в «Обновлённых Временах года» предстаёт перед слушателем как многомерное или полислойное, где в равной степени актуальны и прошлое, и настоящее.
Источники
- Алексеева И. В. Тематизм бассо-остинатных жанров в инструментальной музыке западноевропейского барокко: исследование. Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ им. Загира Исмагилова, 2005. 298 с.
- Арановский М. Г. Музыкальный текст: структура и свойства. М.: Композитор, 1998. 343 с.
- Борисова Е. В. Свойства художественного времени в отечественной инструментальной музыке 70-90-х годов XX века: автореф. дисс. … к. иск. М., 2005. 24 с.
- Двужильная И. Ф. Американский музыкальный минимализм. Мн.: Издатель А. Н. Вараксин, 2010. 284 с.
- Лобанова М. Н. Концепции пространства, времени, движения в эпоху барокко // Вестник культурологии. 2017. № 3 (82). С. 94-97.
- Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993. 265 с.
- Остромогильский И. В. Трактовка категории времени в Новой музыке второй половины XX века // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2012. № 152. С. 143-147.
- Руднев В. П. Джон Уильям Данн в культуре XX века // Джон У. Данн. Эксперимент со временем. М.: Аграф, 2000. С. 5-14.
- Рыбинцева Г. В. Музыкальное искусство барокко и механицизм XVII-XVIII столетий [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnoe-iskusstvo-barokko-i-mehanitsizm-xvii-xviii-stoletiy (дата обращения: 13.03.2020).
- Широкова В. О. О прототипах метроритмической организации тематизма concerto-grosso в музыке Барокко // Ритм и форма: сб. ст. / ред.: Н. Афонина, Л. Иванова. СПб.: Союз художников, 2002. С. 58-96.
- Antonio Vivaldi and the Baroque tradition / ed. by D. Getzinger, D. Felsenfeld. Greensboro, N.C.: Morgan Reynolds Pub., 2004. 144 p.
- Halban T. Recomposed or refragmented? Baroque, Minimalist & Stravinskian sound worlds in Max Richter’s Recomposed Vivaldi [Электронный ресурс]. URL: https://thnotesonnotes.wordpress.com/2012/11/28/recomposed-or-refragmented/ (дата обращения: 11.01.2020).
- Helbig R. Recomposed by Max Richter - Vivaldi - The Four Seasons [Электронный ресурс]. URL: https://nbhap.com/ sounds/recomposed-max-richter-vivaldi-the-seasons (дата обращения: 11.01.2020).
- How I Wrote… Vivaldi’s Four Seasons Recomposed - Max Richter [Электронный ресурс] // Classic FM. URL: https://www.classicfm.com/composers/richter/news/vivaldi-recomposed-interview/ (дата обращения: 11.01.2020).
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 12 марта 2020.
- Опубликована: 30 апреля 2020.
Ключевые слова
- Антонио Вивальди
- Макс Рихтер
- Времена года
- рекомпозиция
- концепция времени
- текстовый подход
- Antonio Vivaldi
- Max Richter
- “The Four Seasons”
- re-composition
- conception of time
- textual approach
Copyright
© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»