• Научная статья
  • 30 апреля 2020
  • Открытый доступ

Концепция времени в рекомпозиции шедевра Антонио Вивальди британским минималистом Максом Рихтером

Аннотация

Статья содержит результаты исследования путей воплощения художественного времени в музыке XXI века на примере рекомпозиции британским минималистом Максом Рихтером цикла Антонио Вивальди «Времена года». Посредством анализа межтекстового диалога барокко и современности рассмотрен процесс рождения нового произведения с оригинальной концепцией времени. В сочинении Рихтера модели старинного инструментального концерта как знаки исчезнувшей эпохи адаптируются к современной культуре, взаимодействуют с минимализмом, рок- и электронной музыкой, стилем эмбиент. В итоге художественное время в «Обновлённых Временах года» предстаёт перед слушателем как многомерное или полислойное, где в равной степени актуальны и прошлое, и настоящее.

Источники

  1. Алексеева И. В. Тематизм бассо-остинатных жанров в инструментальной музыке западноевропейского барокко: исследование. Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ им. Загира Исмагилова, 2005. 298 с.
  2. Арановский М. Г. Музыкальный текст: структура и свойства. М.: Композитор, 1998. 343 с.
  3. Борисова Е. В. Свойства художественного времени в отечественной инструментальной музыке 70-90-х годов XX века: автореф. дисс. … к. иск. М., 2005. 24 с.
  4. Двужильная И. Ф. Американский музыкальный минимализм. Мн.: Издатель А. Н. Вараксин, 2010. 284 с.
  5. Лобанова М. Н. Концепции пространства, времени, движения в эпоху барокко // Вестник культурологии. 2017. № 3 (82). С. 94-97.
  6. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993. 265 с.
  7. Остромогильский И. В. Трактовка категории времени в Новой музыке второй половины XX века // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2012. № 152. С. 143-147.
  8. Руднев В. П. Джон Уильям Данн в культуре XX века // Джон У. Данн. Эксперимент со временем. М.: Аграф, 2000. С. 5-14.
  9. Рыбинцева Г. В. Музыкальное искусство барокко и механицизм XVII-XVIII столетий [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalnoe-iskusstvo-barokko-i-mehanitsizm-xvii-xviii-stoletiy (дата обращения: 13.03.2020).
  10. Широкова В. О. О прототипах метроритмической организации тематизма concerto-grosso в музыке Барокко // Ритм и форма: сб. ст. / ред.: Н. Афонина, Л. Иванова. СПб.: Союз художников, 2002. С. 58-96.
  11. Antonio Vivaldi and the Baroque tradition / ed. by D. Getzinger, D. Felsenfeld. Greensboro, N.C.: Morgan Reynolds Pub., 2004. 144 p.
  12. Halban T. Recomposed or refragmented? Baroque, Minimalist & Stravinskian sound worlds in Max Richter’s Recomposed Vivaldi [Электронный ресурс]. URL: https://thnotesonnotes.wordpress.com/2012/11/28/recomposed-or-refragmented/ (дата обращения: 11.01.2020).
  13. Helbig R. Recomposed by Max Richter - Vivaldi - The Four Seasons [Электронный ресурс]. URL: https://nbhap.com/ sounds/recomposed-max-richter-vivaldi-the-seasons (дата обращения: 11.01.2020).
  14. How I Wrote… Vivaldi’s Four Seasons Recomposed - Max Richter [Электронный ресурс] // Classic FM. URL: https://www.classicfm.com/composers/richter/news/vivaldi-recomposed-interview/ (дата обращения: 11.01.2020).

Информация об авторах

Изергина Алина Рашитовна

Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 марта 2020.
  • Опубликована: 30 апреля 2020.

Ключевые слова

  • Антонио Вивальди
  • Макс Рихтер
  • Времена года
  • рекомпозиция
  • концепция времени
  • текстовый подход
  • Antonio Vivaldi
  • Max Richter
  • “The Four Seasons”
  • re-composition
  • conception of time
  • textual approach

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)