• Научная статья
  • 29 мая 2020
  • Открытый доступ

Схемы ментальной трансформации образа в символическом пространстве драмы-сказки (на материале пьес «Потонувший колокол» Г. Гауптмана и «Ариана и Синяя Борода» М. Метерлинка)

Аннотация

Цель исследования заключается в выявлении архетипических схем трансформации образа (ментальных схем) на материале символистской драмы-сказки. В статье осуществляется когнитивный анализ пространства и его взаимодействия с персонажами в пьесах «Потонувший колокол» Гауптмана и «Ариана и Синяя Борода» Метерлинка. Научная новизна работы определяется смещением акцента с изучения дискретных функций персонажей в структуре общего действия сказки в сторону комплексного изучения сценария циклического развития образа. Полученные результаты показали, что ментальные схемы трансформации образа являются визуальной репрезентацией метафизического опыта драматургов и способствуют познанию природы человеческой души посредством искусства.

Источники

  1. Башляр Г. Избранное. Поэтика пространства. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. 352 с.
  2. Бенуас Л. Знаки, символы и мифы / пер. с фр. А. Калантарова. М.: АСТ-Астрем, 2004. 160 с.
  3. Гауптман Г. Потонувший колокол [Электронный ресурс] / пер. К. Бальмонта (1959) // Библиотека филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. URL: https://forlit.philol.msu.ru/lib-ru/gauptman2-ru (дата обращения: 27.03.2020).
  4. Греймас А. Ж. В поисках трансформационных моделей // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму / пер. с фр., сост. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 2000. С. 171-195.
  5. Греймас А. Ж. Размышления об актантных моделях // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму / пер. с фр., сост. и вступ. ст. Г. К. Косикова. М.: Прогресс, 2000. С. 153-170.
  6. Иванов Вяч. О границах искусства // Иванов Вяч. Собрание сочинений: в 4-х т. Брюссель, 1974. Т. 2. С. 627-651.
  7. Керлот Х.-Э. Словарь символов. М.: REFL-book, 1994. 608 с.
  8. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем / пер. с англ.; под ред. и с предисл. А. Н. Баранова. М.: Едиториал УРСС, 2004. 256 с.
  9. Лангер С. Философия в новом ключе: исследование символики разума, ритуала и искусства / пер. с англ. С. П. Евтушенко; общ. ред. и послесл. В. П. Шестакова. М.: Республика, 2000. 287 с.
  10. Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб, 2000. 704 с.
  11. Метерлинк М. Пьесы. Избранное. М.: Гудьял-Пресс, 1999. 528 с.
  12. Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии / пер. с англ. В. Лучкова. М.: Прогресс, 1981. 230 с.
  13. Платон. Государство // Платон. Диалоги: в 2-х кн. М.: Эксмо, 2008. Кн. 2. С. 89-454.
  14. Поэтические, гностические и апокрифические тексты христианства: сборник. Новочеркасск: САГУНА, 1994. 320 с.
  15. Пропп В. Я. Морфология сказки. Изд-е 2-е. М.: Наука, 1969. 168 с.
  16. Св. Тереза Авильская. Внутренний Замок, или Обители // Подвижники: избранные жизнеописания и труды. Самара: Агни, 1998. С. 380-508.
  17. Флоренский П. Иконостас. Избранные труды по искусству. СПб.: Мифрил; Русская книга, 1993. 365 с.
  18. Элиаде М. Миф о вечном возвращении // Элиаде М. Избранные сочинения. Миф о вечном возвращении. Образы и символы. Священное и мирское. М.: Ладомир, 2000. С. 23-126.
  19. Юнг К. Г. Структура психики и архетипы / пер. с нем. Т. А. Ребеко. Изд-е 2-е. М.: Академический проект, 2009. 303 с.
  20. Ясперс К. Философия. Книга третья. Метафизика / пер. А. К. Судакова. М.: Канон+; РООИ «Реабилитация», 2012. 296 с.

Информация об авторах

Алесенкова Виктория Николаевна

Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 16 апреля 2020.
  • Опубликована: 29 мая 2020.

Ключевые слова

  • ментальная схема
  • трансформация образа
  • анализ пространства
  • драма-сказка
  • метафизический опыт
  • природа души
  • mental model
  • image transformation
  • space analysis
  • drama-tale
  • metaphysical experience
  • nature of soul

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)