Спектакль Роберта Стуруа «Король Лир»: строение и содержание
Аннотация
Статья посвящена спектаклю «Король Лир» (1987. Театр им. Ш. Руставели. Тбилиси) всемирно известного режиссера Роберта Стуруа. Цель исследования - показать, что рецензенты постановки представили ее содержание, опираясь в основном на происходящее с героями, то есть, по существу, на событийный ряд пьесы, не принимая во внимание строение сценического произведения; а также предложить собственное прочтение спектакля. Научная новизна заключается в первом аналитическом изучении одного из значительных спектаклей ХХ века. В результате исследования проведен анализ композиции спектакля и выявлено его художественное содержание. Представленная работа будет полезна теоретикам и практикам театра и педагогам театральных вузов в лекционных курсах и семинарских занятиях по истории и теории театра.
Источники
- Аникст А. А. Шекспир. Ремесло драматурга. М.: Советский писатель, 1974. 607 c.
- Барбой Ю. М. К теории театра. СПб.: СПбГАТИ, 2008. 238 с.
- Барбой Ю. М. Структура действия и современный спектакль. Л.: ЛГИТМиК, 1988. 201 с.
- Воландина М., Иванов В. Когда жизнь - не жизнь и смерть - не смерть // Театральная жизнь. 1987. № 21. С. 20-22.
- Гвоздев А. А. Итоги и задачи научной теории театра // Задачи и методы изучения искусств / отв. ред. А. Ф. Некрылова. Пг.: ACADEMIA, 1924. С. 81-121.
- Гугушвили Э. Дойти до сути // Заря Востока. 1987. 10 мая.
- Казьмина Н. Без покаяния // Театр. 1988. № 7. С. 60-71.
- Мальцева О. Н. Анализ спектакля // Семинар по театральной критике: учебное пособие. СПб.: СПбГАТИ, 2013. С. 88-127.
- Мальцева О. Н. Еще раз о форме и содержании драматического спектакля // Театрон. Научный альманах Санкт-Петербургской академии театрального искусства. 2019. № 3. С. 58-62.
- Мальцева О. Н. Композиция и художественное содержание спектакля Роберта Стуруа «Ричард III» по одноименной пьесе У. Шекспира // Манускрипт. 2019. № 3. С. 117-121.
- Мальцева О. Н. Поэтика спектакля Роберта Стуруа «Кавказский меловой круг» по одноименной пьесе Б. Брехта // Literature and Art of the New Century: The Transformation Process and the Continuity of Traditions: Materials of the IV International Scientific Conference (on January 20-21, 2019). Prague: Vědecko vydavatelské centrum “Sociosféra-CZ”; Belgorod State University; Belarusian State Academy of Music, 2019. С. 45-51.
- Мальцева О. Н. Поэтический театр Юрия Любимова: спектакли Московского театра драмы и комедии на Таганке: 1964-1998. СПб.: Российский институт истории искусств, 1999. 271 с.
- Мальцева О. Н. Реконструкция спектакля // Семинар по театральной критике: учебное пособие. СПб.: СПбГАТИ, 2013. С. 38-72.
- Мальцева О. Н. Театр Эймунтаса Някрошюса (Поэтика) / предисл. Ю. М. Барбоя. М.: Новое литературное обозрение, 2013. 304 с.
- Марков П. А. Письмо о Мейерхольде // Марков П. А. О театре: в 4-х т. М.: Искусство, 1974. Т. 4. С. 59-75.
- Рудницкий К. Парный портрет к юбилею // Театр. 1988. № 4. С. 113-132.
- Химшиашвили И. Что отразило зеркало? // Вечерний Тбилиси. 1987. 14 мая.
- Шах-Азизова Т. Конец игры // Советская культура. 1987. 4 июня.
- Chkhartisvili L. Issues in the Stage Interpretations of “King Lear” (by the example of creative works of Peter Brook, Giorgio Strehler and Robert Sturua) [Электронный ресурс]. URL: http://lashachkhartishvili.blogspot.com/2015/08/issues-in-stage-interpretations-of-king.html (дата обращения: 08.01.2020).
- Gelashvili M., Gagnidze K. Shakespeare’s tyrans: From text to stage // International Journal of Research in Humanities, Arts and Literature (IMPACT: IJRHAL). 2017. Vol. 5. Iss. 11. P. 197-202.
- Law A. King Lear as a Modern Tyrant [Электронный ресурс] // The New York Times. 1990. April 1. URL: https://www.nytimes. com/1990/04/01/arts/theater-king-lear-as-a-modern-tyrant.html (дата обращения: 10.01.2020).
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 7 апреля 2020.
- Опубликована: 26 июня 2020.
Ключевые слова
- Роберт Стуруа
- Уильям Шекспир
- «Король Лир» Шекспира
- Грузинский государственный академический театр имени Шота Руставели (Тбилиси)
- драматический театр
- история и теория драматического театра
- поэтика спектакля
- Robert Sturua
- William Shakespeare
- Shakespeare’s “King Lear”
- Georgian State Academic Theatre named after Shota Rustaveli (Tbilisi)
- drama theatre
- history and theory of drama theatre
- poetics of stage production
Copyright
© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»