• Научная статья
  • 26 июня 2020
  • Открытый доступ

Спектакль Роберта Стуруа «Король Лир»: строение и содержание

Аннотация

Статья посвящена спектаклю «Король Лир» (1987. Театр им. Ш. Руставели. Тбилиси) всемирно известного режиссера Роберта Стуруа. Цель исследования - показать, что рецензенты постановки представили ее содержание, опираясь в основном на происходящее с героями, то есть, по существу, на событийный ряд пьесы, не принимая во внимание строение сценического произведения; а также предложить собственное прочтение спектакля. Научная новизна заключается в первом аналитическом изучении одного из значительных спектаклей ХХ века. В результате исследования проведен анализ композиции спектакля и выявлено его художественное содержание. Представленная работа будет полезна теоретикам и практикам театра и педагогам театральных вузов в лекционных курсах и семинарских занятиях по истории и теории театра.

Источники

  1. Аникст А. А. Шекспир. Ремесло драматурга. М.: Советский писатель, 1974. 607 c.
  2. Барбой Ю. М. К теории театра. СПб.: СПбГАТИ, 2008. 238 с.
  3. Барбой Ю. М. Структура действия и современный спектакль. Л.: ЛГИТМиК, 1988. 201 с.
  4. Воландина М., Иванов В. Когда жизнь - не жизнь и смерть - не смерть // Театральная жизнь. 1987. № 21. С. 20-22.
  5. Гвоздев А. А. Итоги и задачи научной теории театра // Задачи и методы изучения искусств / отв. ред. А. Ф. Некрылова. Пг.: ACADEMIA, 1924. С. 81-121.
  6. Гугушвили Э. Дойти до сути // Заря Востока. 1987. 10 мая.
  7. Казьмина Н. Без покаяния // Театр. 1988. № 7. С. 60-71.
  8. Мальцева О. Н. Анализ спектакля // Семинар по театральной критике: учебное пособие. СПб.: СПбГАТИ, 2013. С. 88-127.
  9. Мальцева О. Н. Еще раз о форме и содержании драматического спектакля // Театрон. Научный альманах Санкт-Петербургской академии театрального искусства. 2019. № 3. С. 58-62.
  10. Мальцева О. Н. Композиция и художественное содержание спектакля Роберта Стуруа «Ричард III» по одноименной пьесе У. Шекспира // Манускрипт. 2019. № 3. С. 117-121.
  11. Мальцева О. Н. Поэтика спектакля Роберта Стуруа «Кавказский меловой круг» по одноименной пьесе Б. Брехта // Literature and Art of the New Century: The Transformation Process and the Continuity of Traditions: Materials of the IV International Scientific Conference (on January 20-21, 2019). Prague: Vědecko vydavatelské centrum “Sociosféra-CZ”; Belgorod State University; Belarusian State Academy of Music, 2019. С. 45-51.
  12. Мальцева О. Н. Поэтический театр Юрия Любимова: спектакли Московского театра драмы и комедии на Таганке: 1964-1998. СПб.: Российский институт истории искусств, 1999. 271 с.
  13. Мальцева О. Н. Реконструкция спектакля // Семинар по театральной критике: учебное пособие. СПб.: СПбГАТИ, 2013. С. 38-72.
  14. Мальцева О. Н. Театр Эймунтаса Някрошюса (Поэтика) / предисл. Ю. М. Барбоя. М.: Новое литературное обозрение, 2013. 304 с.
  15. Марков П. А. Письмо о Мейерхольде // Марков П. А. О театре: в 4-х т. М.: Искусство, 1974. Т. 4. С. 59-75.
  16. Рудницкий К. Парный портрет к юбилею // Театр. 1988. № 4. С. 113-132.
  17. Химшиашвили И. Что отразило зеркало? // Вечерний Тбилиси. 1987. 14 мая.
  18. Шах-Азизова Т. Конец игры // Советская культура. 1987. 4 июня.
  19. Chkhartisvili L. Issues in the Stage Interpretations of “King Lear” (by the example of creative works of Peter Brook, Giorgio Strehler and Robert Sturua) [Электронный ресурс]. URL: http://lashachkhartishvili.blogspot.com/2015/08/issues-in-stage-interpretations-of-king.html (дата обращения: 08.01.2020).
  20. Gelashvili M., Gagnidze K. Shakespeare’s tyrans: From text to stage // International Journal of Research in Humanities, Arts and Literature (IMPACT: IJRHAL). 2017. Vol. 5. Iss. 11. P. 197-202.
  21. Law A. King Lear as a Modern Tyrant [Электронный ресурс] // The New York Times. 1990. April 1. URL: https://www.nytimes. com/1990/04/01/arts/theater-king-lear-as-a-modern-tyrant.html (дата обращения: 10.01.2020).

Информация об авторах

Мальцева Ольга Николаевна

Российский институт истории искусств

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 7 апреля 2020.
  • Опубликована: 26 июня 2020.

Ключевые слова

  • Роберт Стуруа
  • Уильям Шекспир
  • «Король Лир» Шекспира
  • Грузинский государственный академический театр имени Шота Руставели (Тбилиси)
  • драматический театр
  • история и теория драматического театра
  • поэтика спектакля
  • Robert Sturua
  • William Shakespeare
  • Shakespeare’s “King Lear”
  • Georgian State Academic Theatre named after Shota Rustaveli (Tbilisi)
  • drama theatre
  • history and theory of drama theatre
  • poetics of stage production

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)