• Научная статья
  • 15 июля 2020
  • Открытый доступ

Духовность как форма интродиалога в эпоху глобализации: Россия и Китай

Аннотация

Цель исследования - на основе компаративистского анализа российской и китайской научной теории определить близость в понимании духовности, которая является одним из критериев российско-китайского диалога. В статье представлено теоретическое осмысление духовности, которая рассматривается как явление, присущее любому обществу, основанному на традиционных и унифицированных ценностях. Гуманность, имея различную трактовку в национальных теориях, рассматривается как связующее звено, обеспечивающее духовность в культурах двух стран. Научная новизна заключается в рассмотрении духовности с позиции отношений «Я - Другой», а также в сопоставлении культурного кода «духовность» в обеих странах. В результате определено, что духовность в российской теории и практике хотя и связана с религиозностью, однако не является смежным понятием, а в китайской теории строится на идеологических ценностях марксизма-ленинизма и религиозно-философских учениях Древнего Китая.

Источники

  1. Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Автор и герой: к философским основаниям гуманитарных наук / сост. С. Г. Бочаров. СПб.: Азбука, 2000. C. 95-110.
  2. Бердяев Н. А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека // Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства: в 2-х т. М.: Искусство, 1994. Т. 1. С. 37-341.
  3. Бубер М. Я и Ты. М.: Высшая школа, 1993. 175 с.
  4. Зиновьева А. А. Проблема «Другого» в философии М. М. Бахтина [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/problema-drugogo-v-filosofii-m-m-bahtina (дата обращения: 23.04.2020).
  5. Корягина Т. О. К философской концепции диалога (от М. Бубера к В. С. Библеру) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-filosofskoy-kontseptsii-dialoga-ot-m-bubera-k-v-s-bibleru (дата обращения: 23.04.2020).
  6. Манапова В. Э. Трансформация культурных кодов: от образа к сигналу [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/transformatsiya-kulturnyh-kodov-ot-obraza-k-signalu (дата обращения: 31.05.2020).
  7. Половникова В. М. Я и другой: концепции М. Бубера и Э. Левинаса // Эпистемы - 2: материалы межвуз. семинара: альманах / сост. и общ. ред. Н. В. Бряник. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2001. С. 92-96.
  8. Фомина М. Н., Борисенко О. А. Природа диалога: от диалога культур к политическому диалогу: монография. Чита: ЗабГУ, 2015. 170 с.
  9. Хо Цин. О положении конфуцианского «жэнь» в китайской традиционной культуре / на кит. яз. // Вестник Университета заочного обучения провинции Хубэй. 2009. № 22 (04). С. 66-67.
  10. Чжан Мин, Гао Шуан, Гу Чжэн, Ли Фанчжэнь. Содержание идеи «Пяти добродетелей» конфуцианства с культурной точки зрения и их роль в образовании / на кит. яз. // Гуманитарный университет провинции Шэньси: политическое просвещение в средних школах. 2019. № 24. С. 86-88.
  11. Чэнь Шиши, Ден Минъин. О духовных качествах благородного мужа / на кит. яз. // Хубэйский гуманитарный университет: исследования этики. 2019. № 6. С. 28-35.
  12. Hermans Hubert J. M. Dialogical Self in a Complex World: The Need for Bridging Theories // Europe’s Journal of Psychology. 2015. Vol. 11. P. 1-4.

Финансирование

Публикация подготовлена в рамках реализации научного гранта № 291-ГР Совета по научной и инновационной деятельности ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет», проект «Онтологичность диалога с природой в китайской философской практике».

Информация об авторах

Корягина Татьяна Олеговна

Забайкальский государственный университет

Саранин Денис Сергеевич

Забайкальский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 июня 2020.
  • Опубликована: 15 июля 2020.

Ключевые слова

  • духовность
  • культурный код
  • глобализация
  • гуманность
  • Россия
  • Китай
  • spirituality
  • cultural code
  • globalization
  • humanism
  • Russia
  • China

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)