• Научная статья
  • 15 июля 2020
  • Открытый доступ

Оркестр русских народных инструментов в контексте глинкинских традиций симфонизма

Аннотация

Цель исследования - выявить стилевую специфику музыкального коллектива - оркестра русских народных инструментов (ОРНИ). В основе этой специфики лежит задача формирования национального академического музыкального стиля, определившая общую тенденцию культуры XIX века, ярко проявившую себя уже в творчестве М. И. Глинки. Научная новизна заключается в установлении новых дополнительных черт эпического симфонизма Глинки, оказавших влияние как на драматургическую концепцию стиля ОРНИ, так и на область инструментально-тембровых решений. В результате анализа симфонических увертюр Глинки доказано, что принципы его симфонизма, сложившиеся к концу XIX столетия в устойчивый стилевой эталон, получили своё продолжение в музыке для ОРНИ, послужили формированию инструментального стиля этого коллектива.

Источники

  1. Асафьев Б. В. М. И. Глинка, его творческая биография и его мысли о музыке и музыкантах. М.: Музыка, Ленинградское отд-е, 1977. 312 с.
  2. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. Изд-е 2-е. М.: Худож. лит., 1990. 543 с.
  3. Гартвиг А. Школа рисования в отношении к искусствам и ремёслам, учреждённая в 1825 г. графом С. Г. Строгановым, ее возникновение и развитие до 1860 г. М.: Издательство Пашкова, 1901. 535 с.
  4. Мазель Л. А. О природе и средствах музыки: теоретический очерк. М.: Музыка, 1983. 72 с.
  5. Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993. 265 с.
  6. Михайлов М. К. К проблеме стилевого анализа // Этюды о стиле в музыке: статьи и фрагменты / сост., pед., пpим. А. Вульфсона. Л.: Музыка, 1990. C. 66-92.
  7. Михайлов М. К. Стиль в музыке. М.: Музыка, 1981. 264 с.
  8. Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке. М.: ВЛАДОС, 2003. 248 с.
  9. Флоренский П. А. У водоразделов мысли (черты конкретной метафизики) // Флоренский П. А. Сочинения: в 2-х т. М.: Правда, 1990. Т. 2. С. 1-7.
  10. Цуккерман В. А. Камаринская Глинки и её традиции в русской музыке. М.: Музгиз, 1957. 497 с.
  11. Чайковский П. И. Дневники. Репринт. воспроизведение. СПб.: ЭГО; Сев. олень, б.г. (1993). 294 с.

Информация об авторах

Буланкина Оксана Сериковна

Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 1 июня 2020.
  • Опубликована: 15 июля 2020.

Ключевые слова

  • оркестр русских народных инструментов (ОРНИ)
  • М. И. Глинка
  • национальный стиль
  • народно-оркестровая инструментальная музыка
  • Russian folk orchestra
  • M. I. Glinka
  • national style
  • folk orchestral instrumental music

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)