• Научная статья
  • 15 июля 2020
  • Открытый доступ

Вклад Г. Омаровой в изучение казахского кобызового искусства

Аннотация

Цель исследования - получение результатов историографического анализа вклада этномузыковеда Казахстана, доктора искусствоведения Гульзады Омаровой в изучение казахского кобызового искусства. Искусство игры на древнем казахском инструменте «кобыз» - малоисследованная сфера музыковедения. Научная новизна исследования заключается в том, что в статье впервые подробно раскрывается ценность исследований Г. Омаровой для изучения казахской народной музыки. В результате доказано, что Г. Омарова определила место кобыза в мировой системе музыкальных инструментов и показала кобызовое искусство как комплексную систему функционального и мировоззренческого назначения.

Источники

  1. Вайнштейн С. И. Проблема формирования хозяйственно-культурного типа кочевых скотоводов умеренного пояса Евразии // Всесоюзная научная сессия, посвященная итогам полевых исследований 1970 г.: тезисы докладов. Тбилиси, 1971. С. 5-11.
  2. Кокумбаева Б. Д. Бытие в мире и бытие с миром // Традиция в современной культуре и искусстве: сб. науч. ст., посвященный 70-летию А. И. Мухамбетовой. Алматы: КазНАИ им. Т. Жургенова, 2012. С. 324-331.
  3. Кочевники. Эстетика: познание мира традиционным казахским искусством / ред. М. М. Ауэзов, М. М. Каратаев. Алматы: Гылым, 1993. 262 с.
  4. Лашук Л. П. Кочевничество и общие закономерности истории // Советская этнография. 1973. № 2. С. 83-95.
  5. Марков Г. Е. Кочевники Азии. Структура хозяйства и общественной организации. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 320 с.
  6. Мациевский И. В. Народная инструментальная музыка как феномен культуры. Алматы: Дайк-Пресс, 2007. 518 с.
  7. Мациевский И. В. Основные проблемы и аспекты изучения народных музыкальных инструментов и инструментальной музыки // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка: в 2-х ч. М.: Советский композитор, 1987. Ч. 1. С. 6-38.
  8. Омарова Г. Н. Древние смычковые инструменты как объект сравнительно-этнологических исследований // Проблема национального и интернационального в современном народном музыкальном искусстве и творчестве композиторов Киргизии: материалы Республик. науч.-практ. конф. Фрунзе, 1990. С. 111-112.
  9. Омарова Г. Н. Единство музыки, поэзии и магии как отражение целостности мифологического сознания в культуре кочевников // Культура кочевников на рубеже веков (XIX-XX, XX-XXI вв.). Проблемы генезиса и трансформации: материалы Междунар. конф. Алматы, 1995. С. 275-284.
  10. Омарова Г. Н. Историко-генетические связи музыкальных традиций Востока и Запада (на примере кобыза) // Восток и Запад: диалог культур: материалы II Междунар. симпозиума: в 2-х ч. Алматы, 1996. Ч. 2. С. 292-297.
  11. Омарова Г. Н. Казахская инструментально-эпическая традиция в системе тюркской культуры. Этнокультурные традиции в музыке // Материалы Междунар. конф., посвященной памяти Т. Бекхожиной. Алматы: Дайк-Пресс, 2000. С. 304-308.
  12. Омарова Г. Н. Казахская кобизовая традиция: дисс. … к. иск. Алма-Ата, 1989. 212 с.
  13. Омарова Г. Н. Казахская профессиональная музыка (ән-күй-жыр) и проблемы сохранения региональных традиций // Актуальные проблемы развития искусства в условиях глобализации современного мира: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 50-летию КазНАИ им. Т. Жургенова. Алматы, 2005. С. 493-499.
  14. Омарова Г. Н. Казахский кюй: культурно-исторический контекст и региональные стили: дисс… д. иск. Ташкент, 2012. 310 с.
  15. Омарова Г. Н. Кобызовая традиция. Вопросы изучения казахской традиционной музыки: монография. Алматы: Казахская национальная академия искусств, 2009. 519 с.
  16. Омарова Г. Н. Кыл-кобыз в типологии музыкальных инструментов мира // Курмангазы и традиционная музыка на рубеже тысячелетий: материалы Междунар. конф., посвященной 175-летию Курмангазы. Алматы, 1998. С. 148-157.
  17. Омарова Г. Н. Место казахского кыл-кобыза и древних струнно-смычковых инструментов в «Систематике» Э. Хорнбостеля и К. Закса // Музыка тюркского мира: материалы Первого междунар. симпозиума. Алматы: Дайк-Пресс, 2009. С. 148-156.
  18. Омарова Г. Н. Повторяющиеся мотивы в кобызовых кюях // Инструментальная музыка казахского народа: статьи, очерки. Алматы: Онер, 1985. С. 3-15.
  19. Омарова Г. Н. Современное состояние казахской традиционной музыки: проблемы и перспективы // Перспективы сохранения и развития традиционного казахского народного творчества в современных условиях: материалы круглого стола Мин-ва культуры РК. Алматы, 2010. С. 28-35.
  20. Омарова Г. Н. Состояние казахской традиционной музыки на современном этапе // Проблемы развития традиционного искусства казахов на современном этапе: материалы круглого стола, посвященного 15-летию независимости РК. Алматы, 2006. С. 40-42.
  21. Юнусова В. Вселенная традиционного музыкального инструмента (к становлению Санкт-Петербургской школы музыкального востоковедения) // Вопросы инструментоведения. СПб.: Российский ин-т истории искусств, 2017. Вып. 10. Сборник статей и материалов IX и X Международных инструментоведческих конгрессов «Благодатовские чтения» (г. Санкт-Петербург, 1-2 июня 2015 г.; 5-7 декабря 2016 г.). С. 30-33.
  22. Omarova G. N. The problems of comparative and typological study of Turkic musical traditions (on the example of stringed instruments) // European Science Review. 2016. № 3-4 (2). P. 31-33.

Информация об авторах

Шарипбаева Акнар Таттибаевна

Российский институт истории искусств

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 12 мая 2020.
  • Опубликована: 15 июля 2020.

Ключевые слова

  • этномузыковедение
  • казахский музыкальный инструмент
  • народные инструменты
  • кобызовое искусство
  • Гульзада Омарова
  • ethnomusicology
  • Kazakh musical instrument
  • folk instruments
  • kobyz art
  • Gulzada Omarova

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)