• Научная статья
  • 31 августа 2020
  • Открытый доступ

Борис Годунов М. Мусоргского в интерпретации А. Тарковского и Р. Ллойда

Аннотация

Цель исследования - изучить концепцию знаменитой постановки А. Тарковского 1983 года, раскрыть особенности режиссерского вúдения и способы сценического воплощения образа Бориса Годунова, а также показать особый взгляд исполнителя заглавной партии Г. Ллойда на образ русского царя и обозначить предполагаемую им историческую мотивацию реинтерпретации этой концепции на сцене Мариинского театра в 1990 году. Научная новизна исследования заключается в целостном представлении созданной А. Тарковским и Г. Ллойдом интерпретации заглавной партии этой оперы Мусоргского. В результате делается вывод, что популярность художественной концепции А. Тарковского данной оперы Мусоргского и неизменное обращение к ней многих мировых оперных сцен обусловлены музыкально-поэтическим символизмом постановки режиссера, воплощением такой важной идеи, как подчинение отдельно взятого человека мощи истории и народной стихии.

Источники

  1. Анохина Ю. Два «Бориса» (о постановке оперы Мусоргского А. Тарковским и А. Сокуровым) [Электронный ресурс]. URL: http://tarkovskiy.su/texty/analitika/Anohina2.html (дата обращения: 18.05.2018).
  2. «Борис Годунов» в прессе // Экран и сцена. 1991. № 15.
  3. В Мариинском театре покажут оперу «Борис Годунов» в постановке Тарковского [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20190129/1550048454.html (дата обращения: 18.03.2019).
  4. Вы нам ближе, чем Америка [Электронный ресурс]. URL: http://www.peoples.ru/art/music/classical/lloyd/ (дата обращения: 18.05.2018).
  5. Демант Э. В поисках утраченного времени // Ностальгия по Тарковскому / сост. Я. Ярополов. М.: Алгоритм, 2007. С. 278-280.
  6. Исаханов Г. Метаморфозы Мариинки // Театр. 1991. № 10. С. 60-73.
  7. Корнакова М. Тарковский продолжается // Музыкальная жизнь. 1991. № 1 (795). С. 3-5.
  8. Маркер К. Семь печатей [Электронный ресурс]. URL: http://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/480/ (дата обращения: 28.12.2018).
  9. Роберт Ллойд [Электронный ресурс]. URL: https://www.bolshoi.ru/persons/opera/3520/ (дата обращения: 18.05.2018).
  10. Суркова О. С Тарковским и о Тарковском. М.: Радуга, 2005. 464 с.
  11. Третьякова Е. Война и мир, управа государей, угодников святые чудеса, пророчества.. [Электронный ресурс]. URL: http://ptj.spb.ru/archive/72/voyage-from-spb-72-3/vojna-imir-uprava-gosudarej-ugodnikov-svyatye-chudesa-prorochestva/ (дата обращения: 28.12.2018).
  12. Третьякова Е. Клеть власти - клеть смерти.. [Электронный ресурс]. URL: http://ptj.spb.ru/archive/28/music-theatre-28/klet-vlasti---klet-smerti/ (дата обращения: 28.12.2018).
  13. Цодоков Е. Визуализация оперы, или Типология оперной режиссуры [Электронный ресурс]. URL: https://www.operanews.ru/ history55.html (дата обращения: 18.03.2019).
  14. Bayley L. R. Exploring Robert Lloyd’s “Boris Godunov” [Электронный ресурс]. URL: https://artmusiclounge.wordpress. com/2018/01/30/exploring-robert-lloyds-boris-godunov/ (дата обращения: 03.01.2019).
  15. Duffie B. Bass Robert Lloyd [Электронный ресурс]. URL: http://www.bruceduffie.com/lloyd.html (дата обращения: 03.01.2019).

Информация об авторах

Чжан Хуэй

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 8 июля 2020.
  • Опубликована: 31 августа 2020.

Ключевые слова

  • опера «Борис Годунов» М. Мусоргского
  • А. Тарковский
  • Р. Ллойд
  • Мариинский театр
  • образ царя Бориса
  • M. Mussorgsky’s opera “Boris Godunov”
  • A. Tarkovsky
  • R. Lloyd
  • Mariinsky Theatre
  • Tsar Boris’s image

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)