• Научная статья
  • 30 сентября 2020
  • Открытый доступ

Масонская мифология в творчестве В. А. Моцарта на примере оперы «Волшебная флейта»

Аннотация

Цель исследования - выявить взаимосвязь идей общества масонов, заключенных в мистической символике и музыкальных образах мифологического сюжета оперы «Волшебная флейта» В. А. Моцарта. В данной статье сопоставляются масонские мифологические темы на различных уровнях осмысления музыкального произведения: сюжетном, драматургическом, интонационном. Научная новизна состоит в комплексном философско-музыковедческом анализе музыкального текста при выявлении взаимосвязи музыкального материала и масонской символики. В результате определено, что с масонскими идеями и символами связаны сюжетная канва, сверхзадача и трактовки персонажей; выявлена значимость числовой символики для драматургии и композиции; представлены два уровня музыкально-интонационных символов «масонского стиля» (обобщенный интонационный комплекс и конкретные символы-фигуры).

Источники

  1. Изворска-Елизарьева М. Миф. Музыка. Моцарт. «Волшебная флейта»: космогоническая мифологема. Мн.: Рай, 1998. 243 с.
  2. Кузнецова А. В. Музыкальная мифологема «Волшебная флейта» В. А. Моцарта как предтеча синтеза семиотических систем мифа и музыки в романтизме // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «Философия. Социология. Право». 2014. № 9 (180). С. 153-156.
  3. Луцкер П. В., Сусидко И. П. Моцарт и его время. М.: Классика-ХХІ, 2008. 624 с.
  4. Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский. М.: Сов. энцикл., 1990. 672 с.
  5. Монахова М. В. Методологические подходы к анализу «масонского стиля» Моцарта // Идеи и идеалы. 2012. № 3 (13): в 2-х ч. Ч. 2. С. 124-132.
  6. Римский В. П. Трансконфессиональный контекст масонства и парадигмы толерантности в философском дискурсе Нового времени // Динамика гражданского общества, этноконфессиональная толерантность и диалог культур: эпистемологические модели: колл. монография / под ред. В. П. Римского. Белгород: ИД «Белгород», 2012. С. 210-227.
  7. Соловьев О. Ф. Масонство: словарь-справочник. М.: Аграф, 2001. 432 с.
  8. Хохловкина А. А. Моцарт // Хохловкина А. А. Западноевропейская опера: конец XVIII - первая половина XIX в.: очерки. М.: Музгиз, 1962. С. 48-161.
  9. Черная Е. С. Моцарт и Австрийский музыкальный театр. М.: Музгиз, 1963. 435 с.
  10. Чигарева Е. И. Оперы Моцарта в контексте культуры его времени. М.: УРСС, 2000. 279 с.

Информация об авторах

Байбикова Галина Валентиновна

Белгородский государственный институт искусств и культуры

Кузнецова Алина Владимировна

Белгородский государственный институт искусств и культуры

Дуин

Белгородский государственный институт искусств и культуры

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 9 июля 2020.
  • Опубликована: 30 сентября 2020.

Ключевые слова

  • масонская мифология
  • музыкальная символика
  • лейтмотивы
  • трикстеры
  • опера «Волшебная флейта» В. А. Моцарта
  • masonic mythology
  • musical symbolism
  • leitmotivs
  • tricksters
  • opera “The Magic Flute” by W. A. Mozart

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)