• Научная статья
  • 30 сентября 2020
  • Открытый доступ

Современная отечественная моноопера: теория и практика

Аннотация

Цель исследования - раскрытие жанровых особенностей современной отечественной монооперы, показ разнообразия композиторских решений. В статье выявляются основополагающие признаки жанра и прослеживается динамика их трансформации в российской моноопере в период с начала 90-х гг. прошлого столетия и до настоящего времени. Отмечается высокая ее распространённость, обоснованная преимуществами в условиях экономии театрального бюджета при постановке спектаклей в оперном театре. Научная новизна статьи заключается в систематизации отечественной монооперы по принципу соотнесенности конкретного произведения с традициями, сложившимися в XX в.: сохранения или отхода от ключевых признаков жанра. В результате исследования были продемонстрированы основополагающие жанровые особенности современной отечественной монооперы, такие как монологичность - ключевое ее свойство: введение в действие внесценических персонажей; бережное отношение к тексту литературного первоисточника; показано разнообразие композиторских решений в рамках канона монооперы.

Источники

  1. Ананьев А. Квадратура круга (2013) [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=wTkvcRXXvFc (дата обращения: 04.07.2020).
  2. Аркадьев М. Жизнь моя, иль ты приснилась мне… // Музыкальная академия. 2007. № 3. С. 41-45.
  3. Беляева Т. А. Провокационные сюжеты в современном музыкальном искусстве (на примере монооперы И. Демуцкого «Последнее слово подсудимой») // Современные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук: материалы 24-й Межвуз. (регион.) науч. студ. конф. / Новосиб. гос. ун-т архитектуры, дизайна и искусств. Новосибирск: Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств, 2016. С. 64-67.
  4. Беляева Т. А. «Река Давида» Ольги Викторовой как образец новейшей монооперы // МНСК - 2017: история и теория искусств: материалы 55-й Междунар. науч. студ. конф. Новосибирск: ННИГУ, 2017. С. 12-13.
  5. Букатова А. Интервью С. Александровского программе «Красный человечек» [Электронный ресурс] // Эхо Перми. URL: http://echoperm.ru/efir/363/145725/ (дата обращения: 04.07.2020).
  6. Высоцкая М. «Путешествие к любви»: от концерта к мультимедиа // Музыкальная академия. 2014. № 1. С. 13-15.
  7. Головатая Г. Мистический фарс Юрия Каспарова «Ворон» // Музыкант-Классик. 2006. № 6-7. С. 25-26.
  8. Демурова Н. В беседе с Владимиром Рубиным // Музыкальная академия. 2007. № 3. С. 46-49.
  9. Заднепровская Г. В. Интерпретация пьесы П. Зюскинда «Контрабас» в одноименной монодраме Г. Корчмара // Музыка и время. 2017. № 9. С. 14-20.
  10. Заднепровская Г. В., Чигарева Е. И. «Моцартиана» Григория Корчмара (о сочинении по модели в музыке XX-XXI веков) // Музыкальная академия. 2013. № 2. С. 54-64.
  11. Калошина Г. Е. Оперный диптих Леонида Клиничева «Страсти по Анне и Марине» // Южно-Российский музыкальный альманах. 2015. № 3 (20). С. 75-83.
  12. Калошина Г. Е. Феномен творческого портрета русских поэтесс в камерном театре Леонида Клиничева // Современные аспекты диалога литературы, музыки и изобразительного искусства в пространстве отечественной культуры: сб. ст. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. / Краснодарский гос. ин-т культуры. Краснодар: КГИК, 2018. С. 206-221.
  13. Косолапова О. Композитор Алексей Сюмак: «В опере “Cantos” я воплотил музыкальную мистерию»: интервью с композитором А. Сюмаком [Электронный ресурс] // Москва24. Культура. 2016. 10 ноября. URL: https://www.m24.ru/ articles/opera/10112016/121355 (дата обращения: 04.07.2020).
  14. Крауклис Г. Dramma per musica Давида Кривицкого // Музыкальная академия. 2000. № 4. С. 31-34.
  15. Овсянкина Г. П. О новых образных доминантах контрабаса (на примере творчества Григория Корчмара) // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом. Параллели и взаимодействия: труды Междунар. науч. конф. (13-18 апреля 2015 г.). М.: РГСУ, 2015. С. 359-366.
  16. Овсянкина Г. П. Смысловое значение интертекстуальных перекличек в монодраме «Контрабас» Григория Корчмара // Общество: философия, история, культура. 2016. № 4. С. 133-135.
  17. Перетокина Ю. Р. Моноопера “NEVERMORE” как пример инструментального театра в творчестве Ю. С. Каспарова // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». 2014. № 46. С. 67-79.
  18. Приходовская Е. А. Смысловой и выразительный потенциал монооперы / науч. ред. Н. П. Коляденко. Томск: Изд. дом Томского гос. ун-та, 2017. 422 с.
  19. Селицкий А. Я. Современная советская моноопера: истоки, вопросы специфики жанра: автореф. дисс. … к. иск. М., 1981. 24 с.
  20. Селицкий А. Я. Современная советская моноопера: истоки, вопросы специфики жанра: дисс. … к. иск. M., 1981. 188 с.
  21. Соколов О. В. К проблеме типологии музыкальных жанров // Проблемы музыки XX века. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1977. С. 12-58.
  22. Шымчак И. Интервью с Алексеем Курбатовым [Электронный ресурс]. URL: https://www.classicalmusicnews.ru/ rayuela/alexei-kurbatov-2019/ (дата обращения: 04.07.2020).

Информация об авторах

Заднепровская Галина Викторовна

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 10 августа 2020.
  • Опубликована: 30 сентября 2020.

Ключевые слова

  • современная отечественная моноопера
  • полижанровость
  • монологичность
  • внесценические персонажи
  • литературный первоисточник
  • modern domestic mono-opera
  • multi-genre nature
  • monologism
  • non-scenic personages
  • literary source

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)