• Научная статья
  • 30 сентября 2020
  • Открытый доступ

Степан Васильевич Смоленский и народная музыкальная культура

Аннотация

Цель исследования - определить роль выдающегося палеографа и медиевиста С. В. Смоленского в истории изучения песенных структур, отталкиваясь от трактовки им понятия «народность» применительно к образцам устной и письменной музыкальной традиции. В статье приведены многочисленные высказывания Смоленского о народной культуре, выявлены связи с предшественниками, показано основополагающее значение его трудов для дальнейшего развития русской науки о музыкальном фольклоре. Научная новизна обусловлена нацеленностью на широкую область знаний, при которой произведения народного музыкального творчества рассматриваются сквозь призму целого спектра культурных явлений. В результате можно с полным основанием утверждать, что труды Смоленского являют собой важнейший этап в формировании современных аналитических методов.

Источники

  1. Гильфердинг А. Ф. Онежские былины, записанные Александром Федоровичем Гильфердингом летом 1871 года: с двумя портретами онежских рапсодов и напевами былин. СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1873. LVI с. + 1336 стб. + 3 л. портр.
  2. Енговатова М. А. Песенный тип «Горы» в протяжных песнях Ульяновского Заволжья // Традиционное и современное народное музыкальное искусство. М.: МГПИ им. Гнесиных, 1976. С. 137-181.
  3. Ефименкова Б. Б. Ритм в произведениях русского вокального фольклора. М.: Музыка, 2001. 256 с.
  4. Квитка К. В. Избранные труды: в 2-х т. М.: Советский композитор, 1971. Т. 1. 384 с.
  5. Линева Е. Э. Великорусские песни в народной гармонизации. Записаны Е. Линевой. СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1909. Вып. II. Песни новгородские. LXXIX+65 с.
  6. Лопатин Н. М., Прокунин В. П. Русские народные лирические песни. М.: Государственное музыкальное издательство, 1956. 458 с.
  7. Лясковский В. Н. Алексей Степанович Хомяков. Его жизнь и сочинения. М.: Университетская типография, 1897. 186 с.
  8. Маслов А. Л. Былины, их происхождение, ритмический и мелодический склад // Труды музыкально-этнографической комиссии: в 4-х т. М.: Скоропечатня А. А. Левенсон, 1911. Т. 2. С. 299-327.
  9. Можаровский А. Ф. Очерки жизни крестьянских детей Казанской губернии в их потехах, остротах, стихах и песенках // Труды Этнографического отдела. Протоколы 13-25 заседаний (14 ноября 1874 - 17 апреля 1877 года) с 12 приложениями / под ред. Н. А. Попова. М.: Типография С. П. Архипова и К°, 1877. Кн. 4. С. 102-139.
  10. Руднева А. В. О стилевых особенностях и жанровых признаках песни «Эко сердце» // Музыкальная фольклористика. М.: Советский композитор, 1978. Вып. 2. С. 6-29.
  11. Русская мысль о музыкальном фольклоре: материалы и документы / сост. П. А. Вульфиус. М.: Музыка, 1979. 366 с.
  12. Смоленский С. В. О ближайших практических задачах и научных разысканиях в области русской церковно-певческой археологии. СПб.: Типография И. Н. Скороходова, 1904. 64 с.
  13. Смоленский С. В. О древнерусских певческих нотациях. Историко-палеографический очерк Ст. Смоленского, читанный в Обществе любителей древней письменности 26 января 1901 года. СПб.: Типография И. Н. Скороходова, 1901. 122 с.
  14. Смоленский С. В. О колокольном звоне в России // Русская музыкальная газета. 1907. 4-11 марта. Стлб. 265-281.
  15. Смоленский С. В. Чтения из истории русского церковно-певческого искусства // Русская музыкальная газета. 1910. 17 января. Стлб. 65-76; 24 января. Стлб. 107-110; 14 марта. Стлб. 273-279; 21 марта. Стлб. 314-318.
  16. Собрание народных песен П. В. Киреевского. Записи Языковых в Симбирской и Оренбургской губерниях / подготовка текстов к печати, статья и комментарии А. Д. Соймонова; ред. колл. В. Г. Базанов, А. А. Горелов, А. Д. Соймонов. Л.: Наука, 1977. 325 с.
  17. Щуров В. М. Стилевые основы русской народной музыки. М.: Московская государственная консерватория, 1998. 464 с.

Информация об авторах

Смирнов Дмитрий Владимирович

Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 28 июля 2020.
  • Опубликована: 30 сентября 2020.

Ключевые слова

  • история музыкальной фольклористики
  • С. В. Смоленский
  • устное народное музыкальное творчество
  • церковное православное пение
  • древнерусская певческая нотация
  • аналитическая графика
  • history of musical folklore studies
  • S. V. Smolensky
  • musical folklore
  • church Orthodox singing
  • Old Russian singing notation
  • analytical graphics

Copyright

© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)