Современное состояние песенной традиции мордвы (на основе материалов музыкально-этнографических экспедиций)
Аннотация
Цель исследования - анализ материалов музыкально-этнографических экспедиций, проведенных в районах Республики Мордовия с 2016 г. по 2020 г. кафедрой народной музыки Национального исследовательского Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарёва. Научная новизна работы определяется ракурсом поставленных вопросов и введением в научный оборот новых практических материалов музыкально-этнографических экспедиций. В результате установлено, что в настоящее время на территории республики преобладают вторичные формы фольклора и вторичные певческие ансамбли, которые поддерживают локальные песенные традиции и стили. Выявлены села, где бытует бурдонно-гетерофонная полифония, определяющая своеобразие песенной традиции мордвы.
Источники
- Бояркин Н. И. Аутентичный и вторичный фольклор: вопросы теории и практики // Фольклор и современная духовная культура финно-угров: материалы науч. симпозиума (г. Саранск, 17-18 июня 1992 г.). Саранск: НИИ регионологии, 1993. С. 26-36.
- Бояркин Н. И. Мордовское народное музыкальное искусство. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1983. 184 с.
- Бояркин Н. И. Стили мордовской вокальной полифонии // Бояркин Н. И. Хоровое сольфеджирование: в 2-х ч. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. Ч. 1. С. 4-8.
- Бояркина Л. Б. К проблеме изучения мордовского субстрата в русской музыке // Этномузыковедение Поволжья и Урала в ареальных исследованиях: сб. науч. трудов. Ижевск: УрО РАН, 2002. С. 211-228.
- Бояркина Л. Б. Уникальные ценности народной культуры (прошлое и настоящее левженских музыкальных традиций) // Экология традиционной культуры и проблемы современного искусства: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009. С. 131-135.
- Булычева Н. Е. Фольклор и фольклоризм периода формирования профессиональных традиций (на материале мордовской музыки). Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. 240 с.
- Дорохова Е. А. Мордовские параллели в южнорусском фольклоре: иллюзия очевидности // Финно-угорские традиции в контексте межэтнических отношений: сб. науч. тр. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008. С. 202-217.
- Жордания И. М. Мордовские и грузинские многоголосные традиции в контексте Евразии // Финно-угорские музыкальные традиции в контексте межэтнических отношений: сб. науч. тр. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008. С. 117-134.
- Исаева С. А. Мордовское многоголосие как объект нематериального культурного наследия // Манускрипт. 2020. Т. 13. Вып. 1. С. 197-201.
- Колесникова С. В. Народно-песенная артикуляция в контексте исполнительского фольклоризма (на примере вторичных певческих коллективов Республики Мордовия): автореф. дисс. … к. культ. Саранск, 2020. 22 с.
- Памятники мордовского народного музыкального искусства: в 3-х т. / сост. Н. И. Бояркин; под ред. Е. В. Гиппиуса. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984. Т. 2. 320 с.
- Разумовская Е. Н. Плачи «под язык» и «под иканье» - особые вокально-ансамблевые формы причетной традиции // Экспедиционные открытия последних лет: народная музыка, словесность, обряды в записях 1970-х - 1990-х годов: ст. и материалы. СПб.: Дмитрий Буланин, 1996. С. 9-59.
- Рюйтел И. Фольклор и современная культура: теоретические аспекты проблемы // Фольклор и современная духовная культура финно-угров: материалы науч. симпозиума (г. Саранск, 17-18 июня 1992 г.). Саранск: НИИ регионологии, 1993. С. 18-25.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 28 сентября 2020.
- Опубликована: 30 ноября 2020.
Ключевые слова
- вторичные певческие коллективы
- бурдонная полифония
- исполнительский фольклоризм
- песенная традиция мордвы
- типы фольклорных ансамблей
- secondary vocal ensembles
- bourdon polyphony
- performer’s folklorism
- Mordva song tradition
- types of folklore ensembles
Copyright
© 2020 Автор(ы)
© 2020 ООО Издательство «Грамота»