• Научная статья
  • 10 февраля 2021
  • Открытый доступ

Традиционный костюм эвенов как сакральный текст культуры

Аннотация

Цель исследования - раскрыть особенности традиционного костюма эвенов как одного из сакральных текстов культуры. В статье рассмотрены знаковые функции и символы этнического костюма. Показано, что орнаментальный, цветовой и звуковой язык костюма отражает своеобразную традиционную/ментальную картину мира эвенов. Научная новизна работы состоит в комплексном анализе символической части традиционного костюма эвенов. Результаты исследования показали, что празднично-обрядовый костюм эвенов, наделенный особыми знаково-символическими и сакральными функциями, выполнял функцию коммуникации между реальным и символическим пространством.

Источники

  1. Алексеева Е. К., Варавина Г. Н. Визуализация геоландшафта в традиционной орнаментальной культуре эвенов Якутии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 12 (86). Ч. 5. C. 15-17.
  2. Андреева Л. В., Сем Т. Ю. Художественная обработка меха и кожи у народностей Крайнего Северо-Востока: в 2-х вып. Магадан: МАОБТИ, 2004. Вып. 2. Эвены. 468 с.
  3. Боло С. И. Искусство эвенов Улахан-Чистайского наслега Момского района // Рукописный фонд Архива Якутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. Ф. 5. Оп. 3.
  4. Василевич Г. М. Тунгусский кафтан (к истории его развития и распространения) // Сборник Музея антропологии и этнографии. М. - Л.: АН СССР, 1958. Т. 18. С. 122-178.
  5. Иванов С. В. Орнамент // Историко-этнографический атлас Сибири / под ред. М. Г. Левина, А. П. Потапова. М. - Л.: АН СССР, 1961. С. 369-434.
  6. Кочешков Н. В. Тюрко-монголы и тунгусо-маньчжуры: проблемы историко-культурных связей на материале народного декоративного искусства XIX-XX вв. / РАН, Дальневосточное отд., Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока. СПб.: Наука, 1997. 175 с.
  7. Мазин А. И., Мазин И. А. Диахронная знаковая информация эвенков Приамурья и Юго-Восточной Якутии. Якутск: ИГИ и ПМНС СО РАН, 2013. 148 с.
  8. Миссонова Л. И. Восприятие сакрального пространства и его роль в трансляции культурного кода: духовное наследие тунгусо-маньчжуров на Сахалине // Евразия: духовные традиции народов. 2013. № 2. С. 142-161.
  9. Олсуфьев А. В. Общий очерк Анадырской округи, её экономического состояния и быта населения. СПб.: Типография Императорской АН, 1896. 223 с.
  10. Полевые материалы автора статьи Алексеевой Е. К. 2001 г., Кобяйский улус РС (Я).
  11. Полевые материалы автора статьи Алексеевой Е. К. 2012 г., Момский улус РС (Я).
  12. Полевые материалы автора статьи Алексеевой Е. К. 2017 г., Кобяйский улус РС (Я).
  13. Сем Т. Ю. Символика и семантика обрядовой одежды тунгусов (к иконографии богов плодородия) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. История. 2007. Вып. 4. С. 245-255.
  14. Сирина А. А. Эвенки и эвены в современном мире: самосознание, природопользование, мировоззрение / Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. М.: Вост. лит., 2012. 604 с.

Информация об авторах

Алексеева Евдокия Кимовна

к. ист. н.

Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук, г. Якутск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 30 ноября 2020.
  • Опубликована: 10 февраля 2021.

Ключевые слова

  • традиционный костюм эвенов
  • сакральный текст
  • функции и язык костюма
  • знаки и символы
  • традиционная/ментальная картина мира
  • traditional Even costume
  • sacred text
  • functions and language of costume
  • signs and symbols
  • traditional worldview

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)