• Научная статья
  • 9 апреля 2021
  • Открытый доступ

Аристотель Фьораванти: мастер эпохи Ренессанса в контексте средневековой Руси

Аннотация

Цель исследования - показать фигуру итальянского архитектора Аристотеля Фьораванти сквозь призму диалога двух культур - итальянского Ренессанса и русского Средневековья. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые болонский мастер рассматривается как универсальный гений эпохи Возрождения. Отдельное внимание уделяется восприятию наследия Фьораванти русской культурой, описывается сложная система взаимоотношений, в которую Аристотель оказался вовлечен, работая в средневековой Московии. В результате доказано, что, несмотря на столкновение мировоззрений, диалог в области искусства между ренессансным мастером и русским Средневековьем состоялся.

Источники

  1. Баталов А. Л. Судьбы ренессансной традиции в средневековой культуре. Итальянские формы в русской архитектуре XVI века // Искусство христианского мира: сб. статей. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского института, 2001. Вып. 5. С. 134-142.
  2. Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М.: Наука, 1978. 209 с.
  3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 443 с.
  4. Дмитриева М. Э. Италия в Сарматии. Пути Ренессанса в Восточной Европе. М.: НЛО, 2015. 424 с.
  5. Земцов С. М., Глазычев В. Л. Аристотель Фьораванти. М.: Стройиздат, 1985. 184 с.
  6. Матасова Т. А. Русско-итальянские отношения в политике и культуре Московской Руси середины XV - первой трети XVI в.: автореф. дисс. … к. ист. н. М., 2012. 22 с.
  7. Подъяпольский С. С. К вопросу о своеобразии архитектуры Московского Успенского собора // Успенский собор Московского Кремля: материалы и исследования: сб. ст. / отв. ред. Э. С. Смирнова. М.: Наука, 1985. С. 24-51.
  8. Полное собрание русских летописей: в 43-х т. СПб: Издание археографической комиссии, 1853. Т. VI. Софийские летописи. 358 с.
  9. Снегирев В. Л. Аристотель Фиораванти и перестройка Московского Кремля. М.: Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1935. 125 с.
  10. Соловьева Л. В., Ракитина М. Г. К вопросу об участии Софии Палеолог в приглашении итальянских архитекторов для перестройки Московского Кремля // Исторический вестник. 2019. Т. 28. С. 28-41.
  11. Уоллейс Р. Мир Леонардо. М.: Терра, 1997. 192 с.
  12. Balogh J. Aristotele Fioravanti in Ungheria // Arte Lombarda. 1976. № 44-45. P. 225-227.
  13. Cazzola P. I “Mastri frjazy” a Mosca sullo scorcio del XV (dalle Cronache russe e da documenti di Archivi italiani) // Arte Lombarda. 1976. № 44-45. P. 157-172.
  14. Danilova I. L’architettura della Cattedrale dell’Assunzione del Fioravanti e I principi di composizione spaziale nelle opera di Dionisij // Arte Lombarda. 1976. № 44-45. P. 173-180.
  15. Kovalevsky P. À qui doit-on l’appel des maîtres italiens à Moscou au XV siècle? // Arte Lombarda. 1976. № 44-45. P. 153-156.
  16. Oechslin W. La fama di Aristotele Fioravanti ingegnere e architetto // Arte Lombarda. 1976. № 44-45. P. 102-120.
  17. Tugnoli Pattaro S. Le opere bolognesi di Aristotele Fioravanti architetto e ingegnere del secolo quindicesimo // Arte Lombarda. 1976. № 44-45. P. 35-70.

Информация об авторах

Муштанова Оксана Юрьевна

к. филол. н.

Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 26 февраля 2021.
  • Опубликована: 9 апреля 2021.

Ключевые слова

  • Аристотель Фьораванти
  • Ренессанс
  • Средневековье
  • диалог культур
  • Успенский собор Московского Кремля
  • Aristotele Fioravanti
  • Renaissance
  • Middle Ages
  • intercultural dialogue
  • Dormition Cathedral in Kremlin

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)