• Научная статья
  • 30 апреля 2021
  • Открытый доступ

Роль спортивного туризма в развитии народной дипломатии Российской Федерации и стран Северной Европы

Аннотация

Цель исследования - выявить влияние спортивного туризма как части народной дипломатии (на примере Олимпиады в Сочи (2014) и Чемпионата мира по футболу (2018)) в отношениях Российской Федерации со странами Северной Европы. В статье представлена аналитическая оценка публикаций зарубежных СМИ по поводу Олимпиады в Сочи (2014) и Чемпионата мира по футболу (2018). Научная новизна заключается в рассмотрении и выявлении в контексте народной дипломатии роли спортивного туризма, значимость которого усиливается благодаря возрастающему количеству международных соревнований. Проанализировано влияние активных спортивных контактов (на примере Олимпиады в Сочи (2014) и Чемпионата мира (2018)) на отношения между РФ и странами Северной Европы. В результате исследования доказано, что развитие спортивных связей способствовало преодолению политического напряжения между государствами, а в некоторых случаях - становлению добрососедских отношений.

Источники

  1. Александрова А. Ю. Международный туризм. М.: Аспект Пресс, 2002. 470 с.
  2. Батмазова Д. П., Калюжная Е. Г. Футбольные фанаты как объект PR-деятельности [Электронный ресурс]. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/32093/1/m21-2013-01-14.pdf (дата обращения: 25.01.2021).
  3. Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. Геополитика спорта и основы спортивной дипломатии. М.: Юрайт, 2019. 282 с.
  4. Елена Сутормина: «Спорт - это тоже общественная дипломатия» [Электронный ресурс]. URL: http://center-aspekt.ru/aktualnye_kommentarii/news_post/yelena-sutormina-sport-eto-tozhe-obshchestvennaya-diplomatiya (дата обращения: 25.01.2021).
  5. Зарубежные СМИ о церемонии закрытия Олимпиады в Сочи [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/sport/998310 (дата обращения: 25.01.2021).
  6. Клуб болельщиков сборной Швеции: «Политика - не причина того, что игра с российскими фанатами не состоится» [Электронный ресурс]. URL: https://www.sports.ru/football/1024140190.html (дата обращения: 27.01.2021).
  7. Лавров отметил особую роль народной дипломатии в мировой ситуации [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20180213/1514521252.html (дата обращения: 25.01.2021).
  8. Народная дипломатия [Электронный ресурс]. URL: http://rsvk.cz/glavnaya/narodnaya-diplomatiya/ (дата обращения: 27.01.2021).
  9. Путин назвал ЧМ-2018 в России прорывом народной дипломатии [Электронный ресурс]. URL: https://kubnews.ru/obshchestvo/2018/07/19/putin-nazval-chm-2018-v-rossii-proryvom-narodnoy-diplomatii/ (дата обращения: 27.01.2021).
  10. «Реальность превзошла ожидания» - болельщики о Петербурге и ЧМ-2018 [Электронный ресурс]. URL: https://svspb.net/novosti/bolelshhiki-o-peterburge-i-chm/ (дата обращения: 25.01.2021).
  11. Ростов захватили исландцы. Их все обожают - за культуру, простоту и песни [Электронный ресурс]. URL: https://bombardir.ru/articles/455329-Poklonnicy-nazyvayut-Ingasona-bulochkoy-V-Rostove-obozhayut-islandcev (дата обращения: 25.01.2021).
  12. «Спортивный праздник без стереотипов»: что больше всего впечатлило иностранных болельщиков на ЧМ-2018 [Электронный ресурс]. URL: https://russian.rt.com/sport/article/536212-chm-futbol-inostrannye-bolelschiki (дата обращения: 27.01.2021).
  13. ЧМ-2018 изменил мнение иностранных СМИ о России в лучшую сторону [Электронный ресурс]. URL: https://rsport.ria.ru/20180716/1139372606.html (дата обращения: 27.01.2021).
  14. 6000 финских болельщиков приедут в Россию на ЧМ-2018 [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/743540/dmitrii-laru-ekaterina-postnikova/6000-finskikh-bolelshchikov-priedut-v-rossiiu-na-chm-2018 (дата обращения: 25.01.2021).
  15. Gibson H. J., Attle S. P., Yiannakis A. Segmenting the active sport tourist market: A life-span perspective // Journal of Vacation Marketing. 1998. Vol. 4. № 1. P. 52-64.
  16. Hocking B. Rethinking the “New” Public Diplomacy // The New Public Diplomacy. Soft Power in International Relations. Basingstoke - N. Y.: Palgrave Macmillan, 2005.
  17. Pigman G. A. International Sport and Diplomacy’s Public Dimension: Governments, Sporting Federations and the Global Audience // Diplomacy & Statecraft. 2014. № 25. P. 94-114.
  18. Sport and Tourism: 1st World Conference [Электронный ресурс]. Madrid: WTO, 2002. URL: https://2lib.org/book/1234633/b5862d?id=1234633&secret=b5862d&dsource=recommend (дата обращения: 16.04.2021).

Информация об авторах

Тиунов Вячеслав Александрович

Санкт-Петербургский государственный университет

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 2 марта 2021.
  • Опубликована: 30 апреля 2021.

Ключевые слова

  • спортивный туризм
  • народная дипломатия
  • Россия
  • страны Северной Европы
  • sports tourism
  • public diplomacy
  • Russia
  • North European countries

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)