• Научная статья
  • 31 мая 2021
  • Открытый доступ

Феноменологическая философия литературы Р. Ингардена. Статус эстетических объектов и их отношение к реальности

Аннотация

Цель исследования состоит в выяснении того, что является основой любого литературного произведения и какую именно роль играет читатель в формировании образа данного вида искусства в процессе его восприятия. Литературное произведение понимается Р. Ингарденом как чисто интенциональный объект, поэтому возникает проблема его статуса как такого типа объекта, поскольку нужно объяснить, что представляет собой произведение в изолированном состоянии. Однако читатель как воспринимающее звено вносит заметные колебания в литературное произведение и добавляет то, что отсутствует в основе, которую стремится сформировать Р. Ингарден. В статье излагается способ решения этой проблемы. Научная новизна заключается в подробном анализе слоёв литературного произведения с привлечением достижений феноменологического метода и в описании влияния читателя на вышеупомянутые слои. В результате доказано, что литературное произведение имеет объективную основу в виде слоёв, которые характеризуют строение произведения, и что природа литературы обладает избыточным характером, продемонстрированным посредством введения понятия конкретизации, описывающего формирование смысла литературного произведения читателем.

Источники

  1. Бычков В. В., Маньковская Н. Б. Феноменолого-рецептивные аспекты эстетического опыта // Вестник славянских культур. 2015. № 2 (36). С. 179-194.
  2. Викентьева С. А. Практика чтения как опыт вовлечённости // Общество: история, философия, культура. 2018. № 2 (48). С. 1-4.
  3. Володина Н. В., Калинина Е. В. Литературный критик (И. Б. Роднянская) о литературоведении и литературоведах // Вестник Череповецкого государственного университета. 2016. № 4. С. 65-70.
  4. Ингарден Р. Исследования по эстетике / пер. с польск. А. Ермилова и Б. Фёдорова. М.: Изд-во иностранной литературы, 1962. 572 с.
  5. Новикова Ю. В. Интерпретация художественного текста и обучение переводу художественной литературы // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 7 (29). С. 259-262.
  6. Солодилова И. А. Смысл в свете герменевтических учений // Вестник Оренбургского государственного университета. 2003. № 4. С. 65-69.
  7. Тимощук Е. А. Феноменология литературы Романа Ингардена // Филологические заметки. 2019. № 17. С. 1-20.
  8. Coignard A. Imagination et lecture selon Ingarden: La délicatesse de l’imagination // Bulletin d'analyse phénoménologique. 2017. Vol. 2. Iss. 17. P. 288-320.
  9. Delle Site N. The Aesthetic Theory of Ingarden and Its Philosophical Implications // Analecta Husserliana. Ingardeniana II. New Studies in the Philosophy of Roman Ingarden. 1990. Iss. 30. P. 71-84.
  10. Flajoliet A. Esquisse d'une phénoménologie de l'œuvre littéraire // Sens Public. 2008. Iss. 1. Р. 1-41.
  11. Ingarden R. Das literarische Kunstwerk. Halle: Max Niemeyer Verlag, 1931. 389 S.
  12. Ingarden R. L'œuvre d'art littéraire / trad. fr. P. Secretan. Lausanne: L'âge d'homme, 1983. 341 р.
  13. Ingarden R. The Cognition of the Literary Work of Art. Evanston: Northwestern University Press, 1973. 436 р.
  14. Ingarden R. The Literary Work of Art / transl. by George G. Grabowicz. Evanston: Northwestern University Press, 1973. 415 р.
  15. Ingarden R. Untersuchungen zur Ontologie der Kunst. Tübingen: Niemeyer Verlag, 1962. 352 S.
  16. Ingarden R. Vom Erkennen des literarischen Kunstwerks. Tübingen: Niemeyer Verlag, 1968. 440 S.
  17. Jin-Yang Z. The New Criticism and Ingarden’s Phenomenological Theory of Literature // Analecta Husserliana. Ingardeniana II. New Studies in the Philosophy of Roman Ingarden. 1990. Iss. 30. P. 85-94.
  18. Kaelin E. F. Debate over Stratification within Aesthetic Objects // Analecta Husserliana. Ingardeniana II. New Studies in the Philosophy of Roman Ingarden. 1990. Iss. 30. P. 123-138.
  19. Merleau-Ponty M. La prose du monde. P.: Gaillimard, 1969. 232 р.
  20. Mitscherling J. Roman Ingarden’s Ontology and Aesthetics. Ottawa: University of Ottawa Press, 1997. 245 p.
  21. Nyenhuis G. Roman Ingarden’s Contribution to the Reading and Analysis of the Literary Text // Analecta Husserliana. Ingardeniana II. New Studies in the Philosophy of Roman Ingarden. 1990. Iss. 30. P. 95-106.
  22. Richard S. Sur un débat qui n’a pas eu lieu: approche ingardénienne contre approche meinongienne des objets fictifs // Slavica Bruxellensia. Revue polyphonique de litterature, culture et histoire slaves. 2015. Iss. 11. Р. 1-14.
  23. Rudnick H. H. Roman Ingarden’s Literary Theory // Analecta Husserliana. 1983. Iss. 4. Р. 105-119.

Информация об авторах

Михайловский Михаил Олегович

Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, г. Архангельск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 16 апреля 2021.
  • Опубликована: 31 мая 2021.

Ключевые слова

  • структура литературного произведения
  • слои литературного произведения
  • интенциональные объекты
  • восприятие литературного произведения
  • конкретизация
  • structure of literary work
  • layers of literary work
  • intentional objects
  • perception of literary work
  • concretisation

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)