• Научная статья
  • 30 июня 2021
  • Открытый доступ

Межкультурное взаимодействие как фактор инновационности (на материалах китайской культуры)

Аннотация

Цель исследования - выявить формы и принципы межкультурного взаимодействия в рамках построения модели инновационного развития на примере китайских транснациональных корпораций (ТНК). Авторы на основе методики измерения культур Г. Хофстеде определяют параметры инновационности китайской культуры и выявляют способы и формы их сочетаемости с параметрами других культур. Научная новизна исследования заключается в получении новых знаний в области кросскультурного менеджмента, значимых для развития сотрудничества РФ и КНР в области инноваций. В результате доказано, что межкультурное взаимодействие в форме синтеза культурных характеристик по принципу взимодополняемости, равноправия, доверия и открытости, сохранения разнообразия - фактор повышения инновационности.

Источники

  1. Абрамов В. А., Абрамова Н. А. Ценностный потенциал китайского «могущественного культурного государства» в проекциях глобального развития. М.: Восточная книга, 2014. 256 с.
  2. Абрамова Н. А. Инновационное развитие современной китайской культуры // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 6 (20). Ч. 2. С. 10-13.
  3. Государство инновационного типа [Электронный ресурс]. URL: http://russian.people.com.cn/31857/92155/6280997.html (дата обращения: 15.01.2019).
  4. Логутова Л. В., Кучинская Т. Н. Инновационный потенциал как фактор устойчивого развития китайского региона // Успехи современного естествознания. 2010. № 8. С. 27-28.
  5. Россия и Китай открыли Годы научно-технического и инновационного сотрудничества [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/40273/ (дата обращения: 20.09.2020).
  6. Щербакова А. А., Кучинская Т. Н. Инновационные модели развития Китая и Европы: сравнительный анализ // Россия и Китай: проблемы стратегического взаимодействия: сборник Восточного центра. 2018. № 21. С. 41-46.
  7. Bluszcz М. А., Sha Zhenquan. Cultural comparison between China and Germany based on Hofstede and GLOBE [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/316164506_CULTURAL_COMPARISON_BETWEEN_CHINA_AND_GERMANY_BASED_ON_HOFSTEDE_AND_GLOBE (дата обращения: 15.06.2019).
  8. Chiu C., Kwan L. Y., Liou S. The institutional and cultural contexts of creativity and innovation in China // China’s Innovation Challenge: Overcoming the Middle-Income Trap / ed. by A. Y. Lewin, M. Kenney, J. P. Murmann. N. Y.: Cambridge University Press, 2016. P. 368-394.
  9. Coelho D. A. A study on the relation between manufacturing strategy, company size, country culture and product and process innovation in Europe // International Journal of Business and Globalisation. 2011. № 7 (2). P. 152-165. DOI: 10.1504/IJBG.2011.041830.
  10. Compare countries [Электронный ресурс] // Hofstede Insights. URL: https://www.hofstede-insights.com/product/compare-countries/ (дата обращения: 10.06.2019).
  11. Diversity and innovation: A business opportunity for all [Электронный ресурс]. URL: http://www.iegd.org/pdf/Task%203%20-%20Innovation.pdf (дата обращения: 10.06.2019).
  12. Gocłowska M. A., Damia R. I., Mor S. The Diversifying Experience Model: Taking a Broader Conceptual View of the Multiculturalism-Creativity Link // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2018. Vol. 49. Iss. 2. P. 303-322. DOI: 10.1177/0022022116650258.
  13. Hofstede G., Bond M. H. The Confucius connection: From cultural roots to economic growth // Organizational Dynamics. 1998. Vol. 16. Iss. 4. P. 5-21. DOI: 10.1016/0090-2616(88)90009-5.
  14. Huawei Investment & Holding Co., Ltd. 2018 Annual Report [Электронный ресурс]. URL: https://www-file.huawei.com/-/media/corporate/pdf/annual-report/annual_report2018_en_v2.pdf?la=zh (дата обращения: 13.06.2019).
  15. Lenovo Group Limited | 2017/18 Diversity & Inclusion Report [Электронный ресурс]. URL: https://news.lenovo.com/wp-content/uploads/2019/03/Diversity-AND-Inclusion-Report-2018-12-03-update.pdf (дата обращения: 13.06.2019).
  16. Leung A. K.-y., Chiu C.-y. Interactive effects of multicultural experiences and openness to experience on creativity // Creativity Research Journal. 2008. Vol. 20. Iss. 4. P. 376-382. DOI: 10.1080/10400410802391371.
  17. Leung A. K.-y., Chiu C.-y. Multicultural experience, idea receptiveness, and creativity // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2010. Vol. 41. Iss. 5-6. P. 723-741. DOI: 10.1177/0022022110361707.
  18. Leung A. K.-y., Liou S., Miron-Spektor E., Koh B., Chan D., Eisenberg R., Schneider I. Middle ground approach to paradox: Within- and between-culture examination of the creative benefits of paradoxical frames // Journal of Personality and Social Psychology. 2018. Vol. 114. Iss. 3. P. 443-464. DOI: 10.1037/pspp0000160.
  19. Leung A. K.-y., Maddux W. W., Galinsky A. D., Chiu C.-y. Multicultural experience enhances creativity: The when and how // American Psychologist. 2008. Vol. 63. Iss. 3. P. 169-181. DOI: 10.1037/0003-066X.63.3.169.
  20. Loiacono E. T., Lin Huiping. A Cross-Cultural Comparison of U.S. and Chinese Website Customers [Электронный ресурс] // Journal of International Technology and Information Management. 2005. Vol. 14. № 1&2. P. 52-70. URL: https://scholarworks.lib.csusb.edu/jitim/vol14/iss1/5 (дата обращения: 10.03.2021).
  21. Mok A., Morris M. W. Asian-Americans’ creative styles in Asian and American situations: Assimilative and contrastive responses as a function of bicultural identity integration // Management and Organization Review. 2010. Vol. 6. Iss. 3. P. 371-390. DOI: 10.1111/j.1740-8784.2010.00190.x.
  22. Ryh-song Yeh. On Hofstede’s Treatment of Chinese and Japanese Values // Asia Pacific Journal of Management. 1988. Vol. 6. № l. P. 149-160. DOI: 10.1007/BF01732256.
  23. The Global Innovation Index 2020: Who Will Finance Innovation? [Электронный ресурс] / ed. by S. Dutta, B. Lanvin, S. Wunsch-Vincent. URL: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_gii_2020.pdf (дата обращения: 10.03.2021).
  24. Véras E. Z., Véras D. B. Cultural Differences between Countries: The Brazilian and the Chinese Ways of Doing Business // RISUS. Journal on Innovation and Sustainability. 2011. Vol. 2. Iss. 2. P. 77-83. DOI: 10.24212/2179-3565.2011v2i2p77-83.
  25. Xianming Ye. Introduction: Building Contemporary Chinese Culture in the Context of Globalization // Social Sciences in China. 2008. Vol. 29. № 4. P. 174-175. DOI: 10.1080/02529200802500508.

Информация об авторах

Соломин Дмитрий Николаевич

Забайкальский государственный университет, г. Чита

Кучинская Татьяна Николаевна

д. филос. н., доц.

Забайкальский государственный университет, г. Чита

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 15 июля 2019.
  • Опубликована: 30 июня 2021.

Ключевые слова

  • культурные факторы инновационности
  • методика измерения культур Хофстеде
  • синтез культурных различий
  • транснациональные корпорации КНР
  • кросскультурный менеджмент
  • cultural factors of innovativeness
  • Hofstede’s cultural dimensions theory
  • synthesis of cultural differences
  • transnational corporations of the People’s Republic of China
  • cross-cultural management

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)