• Научная статья
  • 30 июня 2021
  • Открытый доступ

Концепция цвета в творчестве Джона Рассела

Аннотация

Цель исследования - выявить основные этапы эволюции цвета в живописи Джона Рассела в контексте развития изобразительного искусства конца XIX - начала ХХ века, в эпоху сложения новых течений в интернациональных художественных практиках. В статье характеризуются его опыты, охватывающие позднюю импрессионистическую живопись, продуктивный постимпрессионистический период, связанный с многими именами в искусстве Франции и далеко за ее пределами, в первую очередь указывается на его связь с творчеством Винсента Ван Гога, Тома Робертса, Клода Моне, а позднее - Анри Матисса. Главное внимание уделено наиболее яркой странице его художественной деятельности, связанной с попыткой теоретического осмысления и практическими экспериментами в работе с цветом, которые он неизменно пропагандировал в собственной живописи и постоянном личном и письменном общении с широким кругом художников из разных стран. Научная новизна, помимо собственно изучения концепции цвета в творчестве Рассела, заключается в исследовании ее влияния на живопись Анри Матисса, что позволяет пролить свет на последующую колористическую революцию в искусстве фовистических мастеров. В результате доказывается, что творчество Джона Рассела как колористического новатора представляется неотъемлемым фактором в формировании важнейших процессов изобразительного искусства конца XIX - начала ХХ века.

Источники

  1. Сидельникова Е. Фовизм. Дикие сердцем [Электронный ресурс]. URL: https://artchive.ru/encyclopedia/3283~Fauvism (дата обращения: 05.05.2021).
  2. Bomford D., Kirby J. Art in the making: Impressionism. L.: National Gallery, 2001. 342 p.
  3. Cavé M.-É. Lettre douzième // Cavé M.-É. La Couleur. P.: Henri Plon, 1863. P. 86-87.
  4. Duranty L. E. The new painting // The new painting: Impressionism 1874-86 / ed. by C. Moffett. San Francisco: The Fine Arts Museum of San Francisco, 1986. P. 37-49.
  5. Galbally A. A remarkable friendship: Vincent van Gogh and John Peter Russel. Carlton: The Miegunyah Press, 2008. 288 p.
  6. Letter 10. Early 1891 // Galbally A. The art of John Peter Russel. Melbourne: National Gallery of Victory, 1977. 124 p.
  7. McQueen H. A Golden Age: Tom Roberts and the Arts of Spain // Lane T. Australian impressionism. Melbourne: National Gallery of Victory, 2007. Р. 21-29
  8. Prunster U. Painting Belle-Île // Albie T., Galbally A., Prunster U. Belle-Île: Monet, Russell & Matisse in Brittany. Sidney: Art Gallery of New South Wales, 2001. 242 p.
  9. Puget C. VJ Roux-Champion, 1871-1953. Pont-Aven: Museé des Beaux-Arts, 1996. 252 p.
  10. Russel J. Our art gallery [Электронный ресурс]. URL: https://trove.nla.gov.au/newspaper/page/1532589 (дата обращения: 30.04.2021).
  11. Sainsolieu M.-C. Henri Manguin: catalogue raisonné de l’oeuvre peint. Neuchatel: Edition Ides et Calendes, 1980. 432 p.
  12. Tunnicliffe W. John Russell: Australia’s French impressionist. Sidney: Thames&Hudson Australia, 2018. 240 p.

Информация об авторах

Исаева Ольга Анатольевна

к. иск.

Санкт-Петербургский государственный институт культуры

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 8 мая 2021.
  • Опубликована: 30 июня 2021.

Ключевые слова

  • импрессионизм
  • постимпрессионизм
  • цвет
  • пейзаж
  • фовизм
  • impressionism
  • post-impressionism
  • colour
  • landscape
  • Fauvism

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)