• Научная статья
  • 30 сентября 2021
  • Открытый доступ

Повседневная жизнь эвакуированных ленинградских детских домов в годы Великой Отечественной войны

Аннотация

Цель исследования - определить основные аспекты повседневной жизни эвакуированных в Красноярский край в годы Великой Отечественной войны ленинградских детских домов: адаптация ребят к новым условиям пребывания, формирование разновозрастного детского коллектива, организация содержательного досуга ребят и т.п. Новизна исследования заключается во введении в научный оборот архивных материалов воспитателей эвакуированных детских учреждений. В результате показано, что изучение локальной истории детских учреждений значительно дополняет историю повседневности тылового населения в годы Великой Отечественной войны, позволяет прочувствовать мир тылового детства, помещенный в контекст катастрофических событий эпохи.

Источники

  1. Бибикова В. В. Реализация закона о всеобуче в Красноярском крае в годы Великой Отечественной войны // Сибирь и сибиряки в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: материалы Сибирского исторического форума (г. Красноярск, 2-3 декабря 2015 г.). Красноярск: Резонанс, 2015. С. 120-125.
  2. Ворошилова Н. В., Мезит Л. Э. Военное лихолетье // Очерки истории народного образования Красноярского края (XVII - начало XXI вв.): монография / отв. ред. В. И. Федорова. Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. пед. ун-та им. В. П. Астафьева, 2014. С. 215-270.
  3. Государственный архив Красноярского края (ГАКК) Ф. П-26. Оп. 14.
  4. Иванов К. С., Синегубов С. Н. Повседневность ишимских школьников в годы Великой Отечественной войны // Манускрипт. 2021. Т. 14. Вып. 1. С. 43-49.
  5. Красноярский краеведческий музей (ККМ). О/ф 10070/2.
  6. ККМ. В/ф 7467/1.
  7. Нихочина А. А. Они ковали Победу: организация детского труда в сельском хозяйстве в годы Великой Отечественной войны // Сибирь и сибиряки в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: материалы Сибирского исторического форума (г. Красноярск, 2-3 декабря 2015 г.). Красноярск: Резонанс, 2015. С. 66-69.
  8. Пушкарева Н. Л. «История повседневности» и этнографическое исследование быта: расхождения и пересечения [Электронный ресурс]. URL: http://www.doiserbia.nb.rs/img/doi/0350-0861/2005/0350-08610553021P.pdf (дата обращения: 27.11.2019).
  9. Чуркин М. К. Воспоминания «детей войны» в коммеморативных практиках российского общества: «место памяти» или «место забвения»? // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2016. № 2 (11). С. 86-91.

Информация об авторах

Мезит Людмила Эдгаровна

к. ист. н, доц.

Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 27 июля 2021.
  • Опубликована: 30 сентября 2021.

Ключевые слова

  • повседневность
  • детский дом
  • Великая Отечественная война
  • everyday life
  • orphanage
  • The Great Patriotic War

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)