• Научная статья
  • 29 октября 2021
  • Открытый доступ

Основные аспекты методико-исполнительского анализа вокального цикла Бориса Чайковского «Лирика Пушкина»

Аннотация

В статье автором исследования был проведен методико-исполнительский анализ вокального цикла Бориса Чайковского «Лирика Пушкина», выявлены основные аспекты структурного, ладогармонического и композиционного анализа сочинений. Сложности исполнения не ограничиваются вокально-техническими задачами, а приобретают огромную значимость в связи с преодолением задач музыкального интонирования мелодического языка Б. Чайковского в сочетании с поэтическим словом А. С. Пушкина. Цель исследования заключается в проведении детального анализа цикла, выявлении основных трудностей, с которыми может столкнуться современный вокалист в процессе изучения произведений, а также определении различных способов решения данных задач. Научная новизна исследования заключается в уникальном, практически единственном в своем роде, анализе вокального цикла «Лирика Пушкина». В результате доказано, что вокальнo-технические сложности анализируемого цикла Б. Чайковского находятся в непосредственной связи с его поэтической составляющей. Воплощение художественных задач сочинений реализуется посредством передачи философской направленности стихотворений русского поэта. Передача драматических коллизий произведений, владение разнообразными тембральными палитрами голоса (в особенности в процессе исполнения лирических разделов цикла), использование масштабного дыхания, тонкое воплощение хроматических мелодических оборотов, а также корректная передача стилистических особенностей сочинений - весь данный спектр задач является основным при профессиональном исполнении произведений.

Источники

  1. Григорьева Г. Инструментальные концерты Б. Чайковского // Музыка и современность. 1976. Вып. 10.
  2. Григорьева Г. Музыка человечная и глубокая. Творчество Б. Чайковского // Советская музыка. 1977. № 6.
  3. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 2007.
  4. Келле В. Путь к гармонии: Б. Чайковскому - 70 лет // Музыкальная жизнь. 1995. № 10-11.
  5. Лихт Б. С открытой душой. О композиторе Б. Чайковском. М.: Музыка, 2007.
  6. Овсянкина Г. Вместе с Борисом Чайковским… // Музыкальная академия. 1996. № 1.
  7. Публикации Рахманинова. Рахманинов вспоминает. 2021. URL: https://senar.ru/articles/remember/
  8. Серова Г. А. Камерное творчество Бориса Чайковского (некоторые аспекты исполнительского анализа): автореф. дисс. … к. иск. М., 1994.
  9. Старчеус М. С. Личность музыканта. М.: Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 2012.

Информация об авторах

Шарнина Любовь Александровна

доц.

Хоровое училище имени А. В. Свешникова; Академия хорового искусства имени В. С. Попова, г. Москва

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 27 августа 2021.
  • Опубликована: 29 октября 2021.

Ключевые слова

  • вокальный цикл
  • ладогармонический анализ
  • средства музыкальной выразительности
  • vocal cycle
  • tonal harmonic analysis
  • means of musical expressiveness

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)