• Научная статья
  • 29 октября 2021
  • Открытый доступ

Неоклассицизм в творческом наследии И. Ф. Стравинского: жанры, формы и музыкальный язык

Аннотация

Цель исследования - определить музыкально-теоретические особенности неоклассического творчества И. Стравинского. Автором выявлены причины и предпосылки работы Стравинского в неоклассическом направлении, приведен анализ концептуальных черт неоклассицизма в искусстве. Научная новизна состоит в определении особенностей неоклассицизма как способа деформации стилевого материла предыдущих эпох в творчестве Стравинского. В результате определено, что сущностными чертами неоклассицизма в творчестве Стравинского являются: обращение к формам и жанрам музыки композиторов XVII-XIX столетий, отказ от гомофонной фактуры в пользу полифонического письма, ориентация на мелодизм и линеарность, строгость ритмической организации, мифологизация сюжетов в театральных жанрах.

Источники

  1. Андрущенко Е. Современная опера «Под знаком мюзикла»: предпосылки, истоки, тенденции // Южно-Российский музыкальный альманах. 2015. № 4 (21).
  2. Гливинский В. В. Эстетико-стилевая природа «фальшивизмов» в «бахизмах» Стравинского // Opera musicologica. 2012. № 1 (11).
  3. Денисов А. В. Мифологический сюжет в опере XX века // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2007. № 3-4.
  4. Друскин М. С. Собрание сочинение: в 7-ми т. СПб.: Композитор, 2009. Т. 7. Игорь Стравинский.
  5. Дунаева Н. Л. Чайковский посредством Стравинского // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. 2015. № 3 (38).
  6. Лукашова Е. Н. Жанровая панорама духовных произведений И. Ф. Стравинского // Научные исследования и разработки молодых ученых. 2015. № 5.
  7. Луков В. А., Трыков В. П. Неоклассицизм // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 4.
  8. Рыбальченко А. Н. Балеты «Парад» и «Голубой экспресс» в свете эволюции жанра в 20-40-х годах ХХ века // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. 2012. № 1.
  9. Смирнов В. В. Стравинский. Грани творчества (к проблеме периодизации) // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. 2015. № 5 (40).
  10. Холопов Ю. Очерки современной гармонии. М.: Музыка, 1974.
  11. Шадрина А. В., Музыка И. Ф. Стравинского в советской художественной критике 1960-1970-х гг. // Культурный код. 2021. № 2.
  12. Шмакова О. В. Неоклассический театр И. Ф. Стравинского: учебное пособие по истории музыки. Волгоград: ВИИ им. П. А. Серебрякова, 2011.

Информация об авторах

Лю Ванчжу

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 17 сентября 2021.
  • Опубликована: 29 октября 2021.

Ключевые слова

  • авангардизм
  • линеарность
  • музыкальный язык
  • неоклассицизм
  • полифоническая фактура
  • avant-gardism
  • linearity
  • musical language
  • neoclassicism
  • polyphonic texture

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)