• Научная статья
  • 15 ноября 2021
  • Открытый доступ

Бурдонно-гетерофонное многоголосие мордвы как потенциальный объект Списка нематериального культурного наследия ЮНЕСКО

Аннотация

Цель исследования - на основе последних данных о состоянии мордовской народно-песенной традиции обосновать необходимость включения бурдонно-гетерофонного многоголосия мордвы в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО и разработки охранных мер постепенно исчезающей редкой разновидности полифонического пения. Новизна работы заключается в привлечении материалов этномузыковедческих исследований, выводы которых до настоящего времени не использовались с данной целью. В результате установлено, что на территории Мордовии уменьшается количество районов и сел, где бытует трехголосная бурдонная полифония, а оставшиеся первичные коллективы приобретают статус вторичных. Это негативно сказывается на сохранности древнего многоголосного пения мордвы.

Источники

  1. Бояркин Н. И. Мордовское народное музыкальное искусство / отв. ред. Е. В. Гиппиус. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1983.
  2. Бояркин Н. И. Стили мордовской вокальной полифонии // Бояркин Н. И. Хоровое сольфеджирование: в 2-х ч. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. Ч. 1.
  3. Бояркин Н. И., Бояркина Л. Б. Народная музыка // Мордва: этническая история мордовского народа. Хозяйство и материальная культура. Общественная жизнь и духовная культура / сост. С. С. Маркова. Саранск, 2004.
  4. Бояркин Н. И., Бояркина Л. Б. Очерки по истории финно-угорской этно-музыкологии. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2016. Вып. 1.
  5. Бояркина Л. Б. Мордовская музыкальная энциклопедия / под общ. ред. Н. И. Бояркина. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011.
  6. Бояркина Л. Б. Уникальные ценности народной культуры (прошлое и настоящее левженских музыкальных традиций) // Экология традиционной культуры и проблемы современного искусства: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009.
  7. Булычева Н. Е. Фольклор и фольклоризм периода формирования профессиональных традиций (на материале мордовской музыки). Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003.
  8. Дорохова Е. А. Мордовские параллели в южнорусском фольклоре: иллюзия очевидности // Финно-угорские традиции в контексте межэтнических отношений: сб. науч. тр. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008.
  9. Жордания И. М. Мордовские и грузинские многоголосные традиции в контексте Евразии // Финно-угорские музыкальные традиции в контексте межэтнических отношений: сб. науч. трудов. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008.
  10. Жордания И. М. Этномузыкология: междисциплинарные перспективы // Искусство устной традиции: историческая морфология: сб. ст., посвящ. 60-летию И. И. Земцовского. СПб.: РИИИ, 2002.
  11. Земцовский И. И. «Мы кругом в мордвах»: мордовский феномен в евразийской музыкальной перспективе // Финно-угорские традиции в контексте межэтнических отношений: сб. науч. тр. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2008.
  12. Исаева С. А. Мордовское многоголосие как объект нематериального культурного наследия // Манускрипт. 2020a. Т. 13. Вып. 1.
  13. Исаева С. А. Современное состояние песенной традиции мордвы (на основе материалов музыкально-этнографических экспедиций) // Манускрипт. 2020b. Т. 13. Вып. 11.
  14. Исаева С. А. Функционирование финно-угорской музыкальной культуры в современном социокультурном пространстве // Регионология. 2013. № 4 (85).
  15. Колесникова С. В. Народно-песенная артикуляция в контексте исполнительского фольклоризма (на примере вторичных певческих коллективов Республики Мордовия): дисс. … к. иск. Саранск, 2020.
  16. Основные тексты Международной конвенции об охране нематериального культурного наследия 2003 г. URL: https://ich.unesco.org/doc/src/2003_Convention_Basic_Texts-_2018_version-RU.pdf
  17. Памятники Мордовского музыкального искусства: в 3-х т. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1988. Т. 3. Эрзянские приуроченные песни и плачи Заволжья / сост. Н. И. Бояркин; под ред. Е. В. Гиппиуса.
  18. Сураев-Королёв Г. И. Многоголосие и ладовое строение мордовской народной песни (мордовская многоголосная пентатоника). Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2007.
  19. Сураев-Королёв Г. И. Многоголосная пентатоника - ядро музыкального мышления мордовского народа // Проблемы изучения финно-угорского фольклора: сб. ст. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1972.
  20. Трегулова Н. П. Песенные исполнительские традиции в контексте мордовской народной музыкальной культуры: автореф. дисс. … к. иск. Саранск, 2016.

Информация об авторах

Исаева Светлана Александровна

к. культ.

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва, г. Саранск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 15 октября 2021.
  • Опубликована: 15 ноября 2021.

Ключевые слова

  • ЮНЕСКО
  • бурдонно-гетерофонное многоголосие
  • охрана культурного наследия
  • исполнительский фольклоризм
  • первичная певческая артикуляция
  • UNESCO
  • bourdon-heterophonic polyphony
  • protection of cultural heritage
  • interpretative folklorism
  • primary vocal articulation

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)