• Научная статья
  • 15 ноября 2021
  • Открытый доступ

Особенности ритмической организации спектакля «С Чарльзом Буковски за барной стойкой» Pop-up театра

Аннотация

Цель исследования - изучение новых театральных форм с помощью применения метода анализа ритмической организации спектакля. Ставится вопрос о возможности и универсальности его применения в случаях, когда традиционные методы оказываются менее продуктивными. Для ответа на вопрос проводится анализ ритмической организации сайтспецифического спектакля «С Чарльзом Буковски за барной стойкой». Предварительно уточняются понятия театральной формы в целом и сайтспецифической формы в отдельности. Научная новизна исследования заключается в применении ритмического анализа к изучению спектакля сайтспецифической формы. В результате проведения анализа выявлены некоторые особенности ритмической организации - обусловленное формой ограничение возможности организации всех ритмических рядов, опосредованное акцентирование ритмических рядов через драматургический ряд. Сделан вывод, что метод ритмического анализа можно применять к сайтспецифическим спектаклям. Несмотря на то, что при работе с этой формой он менее информативен, метод сохраняет функцию архивации произведения искусства.

Источники

  1. Барбой Ю. М. Театральная форма // Введение в театроведение: учебное пособие / сост. и отв. ред. Ю. М. Барбой. СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2011.
  2. Бертолина Д. Течения в искусстве. От импрессионизма до наших дней. М.: Омега, 2012.
  3. Гордиенко Е. И. Призрачное пространство в спектаклях in situ: эффект междумирья // Theatrum mundi. Подвижный лексикон / под ред. Ю. Лидерман, В. Золотухина. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2021.
  4. Пави П. Словарь театра. М.: Прогресс, 1991.
  5. Ратникова А. В. Функции, составные части и основные характеристики ритма спектакля // Феномен актера: профессия, философия, эстетика: материалы научной конференции (г. Санкт-Петербург, 25 мая 2016 г.) / ред.-сост. Ю. А. Васильев. СПб.: РГИСИ, 2016.
  6. Ратникова А. В. Ритмическая организация спектакля «Гора Олимп» Яна Фабра // Феномен актера: профессия, философия, эстетика: материалы научной конференции (г. Санкт-Петербург, 21 февраля 2018 г.) / ред.-сост. Ю. А. Васильев. СПб.: РГИСИ, 2018.
  7. McKinnie M. Rethinking site-specificity: monopoly, urban space and the cultural economics of site-specific performance // Performing site-specific theatre / ed. by A. Birch, J. Tompkins. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2012.

Информация об авторах

Сердюкова Алёна Викторовна

Российский государственный институт сценических искусств, г. Санкт-Петербург

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 28 сентября 2021.
  • Опубликована: 15 ноября 2021.

Ключевые слова

  • ритм
  • театроведческая ритмология
  • Pop-up театр
  • Семён Александровский
  • rhythm
  • rhythmology in theatre science
  • site-specific
  • Pop-up theatre
  • Semen Alexandrovsky

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)