• Научная статья
  • 15 ноября 2021
  • Открытый доступ

Формирование тембрового облика партии домры в народно-оркестровом репертуаре

Аннотация

Цель исследования – выявление основных этапов формирования тембрового облика партии домры в сочинениях для русского народного оркестра отечественных авторов. Научная новизна исследования заключается в оригинальном подходе к трактовке тембрового облика домровой партии в современной музыке. Впервые в историческом процессе формирования народно-оркестрового репертуара поднимаются вопросы, связанные с тембровыми возможностями домро-вой группы. Приводятся убедительные примеры из музыкальных произведений, подтверждающих, что за 125-летний период существования возрожденной домры этот инструмент завоевал прочные позиции в качестве важнейшего оркестрового голоса в партитурах отечественных авторов. В резуль-тате на примерах из музыкальных произведений выявляется процесс формирования тембрового облика партии домры в условиях развития репертуара для оркестра русских народных инструмен-тов.

Источники

  1. Волчков Е. А. Концерт для трехструнной домры в творчестве отечественных композиторов: дисс. … к. иск. Ростов н/Д, 2011.
  2. Желтирова А. А. Музыка для русской домры: стадии эволюции и стилевые тенденции: автореф. дисс. … к. иск. Магнитогорск, 2009.
  3. Имханицкий М. И. Новые тенденции в современной музыке для русского народного оркестра: учебное пособие. М.: Изд-во Гос. муз.-пед. ин-та им. Гнесиных, 1981.
  4. Имханицкий М. И. Становление струнно-щипковых народных инструментов в России. М.: Изд-во Росс. акад. музыки им. Гнесиных, 2008.
  5. Махан В. В. Домра в России: истоки и возрождение: автореф. дисс. … к. иск. Москва, 2017.
  6. Мочалова Е. Н. Мандолинное и домровое исполнительское искусство: пути развития и взаимодействия: автореф. дисс. … к. иск. Ростов н/Д, 2018.
  7. Насонов В. Т. Двадцать пьес, исполняемых Великорусским оркестром В. В. Андреева (балалайки, домры ad libitum), с объяснением вновь принятого строя. СПб.: Циммерман, 1897.
  8. Ромашков А. А. Николай Привалов: Великорусскому оркестру с великой русской душой // Народные инструменты в русской и мировой музыкальной культуре: сб. науч. ст. по материалам III Всерос. науч.-практ. конф. (14 марта 2019 г.) / Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С. В. Рахманинова. Тамбов, 2019.
  9. Скрябина Е. Г. Домровое исполнительское искусство: истоки, становление, тенденции развития: автореф. дисс. … к. иск. Магнитогорск, 2009.
  10. Тарасов Б. О предпосылках формирования состава русского народного оркестра // Русские народные инструменты (история, теория, методика): сб. науч. статей / под ред. Б. А. Тарасова. Красноярск: Изд-во Краснояр. гос. ун-та, 1993.

Информация об авторах

Ромашкова Ольга Николаевна

к. иск.

Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова

Семишова Анна Михайловна

Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 9 сентября 2021.
  • Опубликована: 15 ноября 2021.

Ключевые слова

  • домра
  • партия домры
  • народно-оркестровое искусство
  • репертуар для оркестра русских народных инструментов
  • тембр
  • domra
  • domra part
  • folk-orchestra art
  • repertoire for the orchestra of Russian folk instruments
  • timbre

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)