• Научная статья
  • 20 ноября 2021
  • Открытый доступ

Схолии на комедию Аристофана «Мир» (605-606) и сообщения других античных авторов о смерти Фидия

Аннотация

Цель исследования - показать отсутствие противоречий между сообщением схолиастов комедии Аристофана «Мир» о смерти скульптора Фидия и текстами других античных авторов. Свидетельства Аристофана (V в. до н.э.), Диодора Сицилийского (I в. до н.э.), Плутарха (I-II вв. н.э.) и неизвестного читателя Аристофана, который оставил свой комментарий на полях комедии «Мир» и процитировал античного историка Филохора (IV-III вв. до н.э.), имеют ряд разногласий между собой. Аристофан, Диодор Сицилийский и Плутарх связывают процесс над Фидием с началом удаления жителей Мегар с афинского рынка, а схолиаст, напротив, указывает, что эти события разделены семью годами. Также схолиаст говорит, что Фидий был убит элейцами, что противоречит мнению Плутарха, по словам которого Фидий умер в афинской тюрьме. В статье приводится полный текст обеих схолий в русском переводе, в которых особо отмечены как слова историка Филохора, так и собственный комментарий схолиастов. Показан вымышленный характер схолий относительно казни Фидия в Элиде, которая не засвидетельствована в других исторических источниках. Научная новизна настоящего исследования заключается в согласовании свидетельств неизвестных комментаторов Аристофана, которые ранее вносили путаницу в историю о смерти Фидия, с другими античными авторами. В результате исследования установлено, что оригинальный текст Филохора не идет вразрез с сообщениями Аристофана, Диодора Сицилийского и Плутарха касательно времени, а также обстоятельств судебного процесса над Фидием. Путаница была внесена комментаторами, которые дополнили слова Филохора своими домыслами по данному вопросу.

Источники

  1. Мында Н. Б. Религиозный статус потомков Фидия как свидетельство высокого общественного положения великого мастера // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия «Философия и культурология». 2013. № 11 (671).
  2. Donnay G. La date du process des Phidias // L'Antiquité Classique. 1968. № 37 (1).
  3. Fisher K. T., Vogel F. Diodori bibliotheca historica: in 5 vols. Leipzig: Teubner, 1888. Vol. 2.
  4. Holwerda D. Scholia in Vespas, Pacem, Aves et Lysistratam (Scholia in Aristophanem 2.2). Groningen: Bouma, 1982.
  5. Jacoby F. Die Fragmente der griechischen Historiker (FGrH): in 15 vols. Leiden: E.J. Brill, 1923. Vol. 2.
  6. Lendle O. Philochoros über den Prozeβ des Phidias // Hermes. 1955. № 83.
  7. Olympia / ed. by A. Mallwitz, W. Schiering. Berlin: De Gruyter, 1964.
  8. Pausaniae. Graeciae descriptio / edidit, graeca emendavit, apparatum criticum adiecit Hermannus Hitzig. Lipsiae: O. R. Reisland, 1901. Voluminis secundi pars prior.
  9. Wilson N. G. Aristophanis Fabulae: in 2 vols. Oxford: Oxford University Press, 2007. Vol. 1.
  10. Ziegler K. Plutarchi vitae parallelae: in 4 vols. Leipzig: B. G. Teubner, 1964. Vol. 2, fasc. 2.

Информация об авторах

Ларионова Наталья Богдановна

к. культ., доц.

Московский государственный лингвистический университет; Институт лингвистики и межкультурной коммуникации Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 21 сентября 2021.
  • Опубликована: 20 ноября 2021.

Ключевые слова

  • Фидий
  • Аристофан
  • статуя Афины Парфенос
  • статуя Зевса Олимпийского
  • античность
  • Phidias
  • Aristophanes
  • Athena Parthenos
  • Statue of Zeus at Olympia
  • antiquity

Copyright

© 2021 Автор(ы)
© 2021 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)