• Научная статья
  • 30 ноября 2022
  • Открытый доступ

Современная российская эмаль как феномен станково-декоративных искусств

Аннотация

Цель настоящего исследования - установить подходы к идентификации российской эмали, выделить тенденции развития, которые обеспечили ей международный успех. Есть основания утверждать, что достижение цели будет содействовать как детализации, так и обобщению картины современного искусства, переживающего стресс глобального переформатирования. Научную новизну статьи представляет, во-первых, легитимация станково-декоративных искусств как автономного вида; во-вторых, раскрытие декоративной сущности эмали в амбивалентном стремлении к сохранению древнего языка и к стилистическому новаторству. В результате предпринятого исследования понимание этого феномена возводится к характерным качествам станково-декоративных искусств, которые объективно зависят от эстетики материалов и технологий изготовления и исторически нагружены стилеобразующими и смыслообразующими функциями.

Источники

  1. Александрова Я. А. Станковая эмаль Ленинграда - Санкт-Петербурга второй половины XX - начала XXI в.: истоки и эволюция: дисс. … к. иск. СПб., 2019. (Aleksandrova Ya. A. Easel enamel of Leningrad - St. Petersburg in the second half of the 20th - early 21st century: origins and evolution: PhD diss... St. Petersburg, 2019.)
  2. Аронов В. Р. Карл Кантор - художественный критик. От материальной культуры к произведениям искусства // Вопросы философии. 2012. № 12. (Aronov V. R. Karl Kantor is an art critic. From material culture to works of art // Questions of Philosophy. 2012. No. 12.)
  3. Вдовкин Н. М. Горячая эмаль и ее применение в творчестве художников. URL: http://design-review.net/index.php?show=article&id=212&year=2008&number=1 (Vdovkin N. M. Hot enamel and its use in the creative work of artists. URL: http://design-review.net/index.php?show=article&id=212&year=2008&number=1)
  4. Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. М., 2018. (Wölfflin G. Basic notions of art history. The problem of the style evolution in the new art. M., 2018.)
  5. Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко. СПб., 2004. (Wölfflin G. Renaissance and Baroque. St. Petersburg, 2004.)
  6. Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10-ти т. СПб., 2005. Т. 3. (Vlasov V. G. New encyclopedic dictionary of fine arts: in 10 volumes. St. Petersburg, 2005. Vol. 3.)
  7. Власов В. Г. Основы теории и истории декоративно-прикладного искусства. СПб., 2012. (Vlasov V. G. Fundamentals of the theory and history of decorative and applied arts. St. Petersburg, 2012.)
  8. Воронов Н. В. Искусство предметного мира. М., 1977. (Voronov N. V. Art of the objective world. M., 1977.)
  9. Габриэль Г. Н. Старый материал - новые формы // Декоративное искусство СССР. 1988. № 4 (365). (Gabriel G. N. Old material - new forms // Decorative art of the USSR. 1988. No. 4 (365).)
  10. Гилодо А., Шклярук А., Карпун А. Факультет ненужных вещей. Орден Эмальеров // Декоративное искусство СССР. 1989. № 11 (384). (Gilodo A., Shklyaruk A., Karpun A. Faculty of unnecessary things. Order of Enamelers // Decorative Art of the USSR. 1989. No. 11 (384).)
  11. Ермолаева Л. П. Декоративная живопись. М., 2003. (Ermolaeva L. P. Decorative painting. M., 2003.)
  12. Ерошкин В. Ф. К вопросу о декоративности в произведениях изобразительного искусства // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 3 (34): в 2-х ч. Ч. 2. (Eroshkin V. F. On the decorativeness in works of fine arts // International Scientific Research Journal. 2015. No. 3 (34): in 2 parts. Part 2.)
  13. Каган М. С. О прикладном искусстве: некоторые вопросы теории. Л., 1961. (Kagan M. S. About applied art: some questions of theory. L., 1961.)
  14. Кантор К. М. Людмила и Дмитрий Шушкановы. М., 1981. (Kantor K. M. Ludmila and Dmitry Shushkanovs. M., 1981.)
  15. Кантор К. М. Споры и художественная практика // Декоративное искусство СССР. 1970. № 10. (Kantor K. M. Disputes and artistic practice // Decorative art of the USSR. 1970. No. 10.)
  16. Кнабе Г. С. Язык бытовых вещей // Декоративное искусство СССР. 1985. № 1. (Knabe G. S. The language of everyday things // Decorative art of the USSR. 1985. No. 1.)
  17. Конченков А. А. Место художественной эмали в морфологии искусств // Инновации в социокультурном пространстве: материалы VIII международной научно-практической конференции (г. Благовещенск, 19 февраля 2015 года). Благовещенск: Амурский государственный университет, 2015. (Konchenkov A. A. The place of artistic enamel in the morphology of arts // Innovations in the socio-cultural space: Materials of the VIII International Scientific and Practical Conference (Blagoveshchensk, February 19, 2015). Blagoveshchensk: Amur State University, 2015.)
  18. Кошаев В. Б. Декоративно-прикладное искусство: Понятия. Этапы развития. М., 2006. (Koshaev V. B. Decorative and applied arts: Notions. Stages of development. M., 2006.)
  19. Крамаренко Л. Г. Декоративное искусство России XX века. К проблеме формообразования и сложения стиля предметно-пространственной среды: автореф. дисс. … д. иск. М., 2005. (Kramarenko L. G. Decorative art of Russia of the XX century. To the problem of forming and adding the style of the subject-spatial environment: author. diss... M., 2005.)
  20. Мелик-Пашаев A. A. Современный словарь - справочник по искусству. М., 1999. (Melik-Pashaev A. A. Modern dictionary - a reference book on art. M., 1999.)
  21. Моран А. де. История декоративно-прикладного искусства: от древнейших времен до наших дней. М., 2011. (Moran A. de. History of decorative and applied arts: from ancient times to the present day. M., 2011.)
  22. Огарков А. Н., Субботина О. С. Что отражается в зеркале мира? Обзор выставки горячей эмали // Месмахеровские чтения - 2018: материалы Международной научно-практической конференции (г. Санкт-Петербург, 21-22 марта 2018 г.) / науч. ред. А. О. Котломанов. СПб., 2018. (Ogarkov A. N., Subbotina O. S. What is reflected in the mirror of the world? Overview of the exhibition of hot enamel // Mesmacher Readings - 2018: Materials of the International Scientific and Practical Conference (St. Petersburg, March 21-22, 2018) / scientific ed. A. O. Kotlomanov. St. Petersburg, 2018.)
  23. Перфильева И. Ю. Современная художественная эмаль: стилистические и инновационные тенденции развития // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Искусствоведение. 2020. № 10 (4). (Perfilyeva I. Yu. Modern artistic enamel: stylistic and innovative development trends // Bulletin of the St. Petersburg State University. Art history. 2020. No. 10 (4).)
  24. Петренко Д. И., Штайн К. Э. Николай Михайлович Вдовкин / Российская академия художеств. URL: https://www.rah.ru/the_academy_today/the_members_of_the_academie/member.php?ID=51464 (Petrenko D. I., Stein K. E. Nikolai Mikhailovich Vdovkin / Russian Academy of Arts. URL: https://www.rah.ru/the_academy_today/the_members_of_the_academie/member.php?ID=51464)
  25. Салтыков А. Б. О художественном вкусе в быту. М., 1959. (Saltykov A. B. About artistic taste in everyday life. M., 1959.)
  26. Терехович М. Л. Советско-венгерский семинар // Декоративное искусство СССР. 1983. № 9 (310). (Terekhovich M. L. Soviet-Hungarian seminar // Decorative art of the USSR. 1983. No. 9 (310).)
  27. Тяжелов В. Н., Сопоцинский О. И. Искусство средних веков. М., 1975. (Tyazhelov V. N., Sopotsinsky O. I. Art of the Middle Ages. M., 1975.)
  28. Федоров-Давыдов А. А. Русское искусство промышленного капитализма. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=570657 (Fedorov-Davydov A. A. Russian art of industrial capitalism. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=570657)
  29. Чекалов А. К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства. М., 1962. (Chekalov A. K. Fundamentals of understanding decorative and applied arts. M., 1962.)
  30. Черняева Е. Н. Всероссийская художественная выставка «Эмаль России» в контексте основных направлений развития станковой эмали // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. 2020. № 1. (Chernyaeva E. N. All-Russian art exhibition “Enamel of Russia” in the context of the main directions of easel enamel development // Fine Arts of the Urals, Siberia and the Far East. 2020. No. 1.)
  31. Powell A. Painting as Blur: Landscapes in Paintings of the Dutch Interior // Oxford Art Journal. 2010. Vol. 33. Issue 2. P. 143-166.

Информация об авторах

Стеклова Ирина Алексеевна

д. иск., доц.

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Полякова Тамара Александровна

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 14 октября 2022.
  • Опубликована: 30 ноября 2022.

Ключевые слова

  • станковая эмаль
  • станково-декоративные искусства
  • декоративность
  • стилеобразование
  • easel enamel
  • easel-decorative arts
  • decorativeness
  • style formation

Copyright

© 2022 Автор(ы)
© 2022 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)