Кросскультурные интерпретации философии Янаги Соэцу
Аннотация
Цель исследования – пролить свет на кросскультурные интерпретации мингей, философии, разработанной в 1920-х гг. японским коллекционером, историком искусств Янаги Соэцу. Данная концепция видит эстетическую ценность в утилитарных предметах и их особую гармонию, движение мингей ставит акцент на анонимное, ручное производство функциональных предметов в большом количестве. В работе комментируются фрагменты каталога выставки «Мингей: красота повседневных вещей» и приводятся примеры включения предметов мингей в кросскультурный процесс. Научная новизна исследования заключается в выявлении противоречивых точек зрения исследователей движения мингей на отношения между мингей ундо (движением народных ремёсел) и британским движением искусств и ремёсел. В результате материалы статьи позволили автору рассмотреть деятельность Янаги Соэцу в условиях кросскультурного взаимодействия и взаимовлияния японского и европейского движений народного искусства в конце XIX – начале XX вв.
Источники
- Brandt E. K. Kingdom of Beauty: Mingei and the Politics of Folk Art in Imperial Japan. Durham – L.: Duke UP, 2007.
- Dresser Ch. Japan: Its Architecture, Art, and Art Manufactures. L.: Longmans; Green, 1882.
- Hamada Tomoo.Into the Present: The Ceramic Art of Tomoo Hamada, Including Works by Shoji and Shinsaku Hamada. Boston: Pucker Gallery, 2015.
- Inaga Shigemi. Reconsidering the Mingei Undô as a Colonial Discourse: The Politics of Visualizing Asian “Folk Craft” // Asiatische Studien: Zeitschrift der Schweizerischen Asiengesellschaft. 1999. Bd. 53. Hf. 2.
- Jackson A. Imagining Japan: The Victorian Perception and Acquisition of Japanese Culture // Journal of Design History. 1992. Vol. 5. Iss. 4.
- Kikuchi Yuko. Japanese Modernization and Mingei Theory: Cultural Nationalism and Oriental Orientalism. L. – N. Y.: Routledge Curzon, 2004.
- Kikuchi Yuko. The Myth of Yanagi’s Originality: The Formation of ‘Mingei’ Theory in Its Social and Historical Context // Journal of Design History. 1994. Vol. 7. No. 4.
- Leach B., Yanagi Soetsu. The Unknown Craftsman: A Japanese Insight into Beauty. Tokyo: Kodansha International, 2013.
- Moeran B. Bernard Leach and the Japanese Folk Craft Movement: The Formative Years // Journal of Design History. 1989. Vol. 2. No. 2/3.
- Moeran B. Folk Craft Potters of Onta, Japan. 2nd ed. L.: Routledge Curzon, 1997.
- Nakanishi W. J. The Anxiety of Influence: Ambivalent Relations between Japan’s ‘Mingei’ and Britain’s ‘Arts and Crafts’ Movements // Electronic Journal of Japanese Studies. 2008. Discussion Paper 8.
- Ruskin J. The Seven Lamps of Architecture. L.: Smith, Elder & Co., 1849.
- Ruskin J. The Stones of Venice. N. Y.: Da Capo Press, 2003.
- Sang Seung Yeon. Japanese Folk Art in the United States: Yanagi Muneyoshi and Harvard. 2018. https://harvardartmuseums.org/article/japanese-folk-art-in-the-united-states-yanagi-muneyoshi-and-harvard
- Sastre de la Vega D. La idea de belleza según Yanagi Sōetsu / The Idea of Beauty according to Yanagi Sōetsu // Nuevas perspectivas de investigación sobre Asia Pacífico. Madrid: Universidad Autónoma de Madrid, 2008.
- Yakishime. Earth Metamorphosis. Japan Foundation Traveling Exhibition. Tokyo: Japan Foundation, 2016.
- Yanagi Soetsu. Selected Essays on Japanese Folk Crafts. Tokyo: Japan Publishing Industry Foundation for Culture, 2017.
- Yanagi Soetsu. The Beauty of Everyday Things. L.: Penguin Classics, 2019.
- Yanagi Soetsu. The Unknown Craftsman: A Japanese Insight into Beauty. Tokyo – N. Y.: Kodansha International, 1989.
Информация об авторах
Информация о статье
История публикации
- Поступила в редакцию: 2 сентября 2023.
- Опубликована: 27 октября 2023.
Ключевые слова
- Янаги Соэцу
- японская философия мингей
- красота повседневных вещей
- изучение и популяризация народных ремёсел
- движение искусств и ремёсел
- Yanagi Soetsu
- Japanese philosophy of mingei
- beauty of everyday things
- study and popularisation of folk crafts
- Arts and Crafts movement
Copyright
© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»