• Научная статья
  • 7 ноября 2023
  • Открытый доступ

Русская православная церковь и практика духовного воздействия на преступников в условиях Югорского Севера в конце XVI – начале XX в.

Аннотация

Цель исследования – охарактеризовать деятельность Русской православной церкви (РПЦ) в местах заключения Югорского Севера и роль местных священников в предотвращении преступлений в конце XVI – начале XX в. Первое направление такой деятельности – работа с осужденными, т. к. Север Западной Сибири считался местом ссылки государственных и уголовных преступников. Второе направление касалось инородцев, т. к. миссионерство не заканчивалось крещением: необходимо было предотвращать религиозные преступления (возвращение в язычество, шаманство, непосещение церкви и т. д.). В статье выявлены этапы этой деятельности и ее особенности, вызванные климатическими условиями Арктики и кочевым образом жизни коренного населения, а также рассмотрено влияние на церковную политику в Югре Российского уголовного законодательства и Тюремной реформы 1879 г., взявшей курс на гуманизацию мест заключения. Новизна исследования заключается в отсутствии иных публикаций по данной проблематике и в новом подходе для анализа материалов. Данный подход пока не применялся в исследованиях по истории Русской православной церкви: через анализ статистических материалов из Государственного архива Тюменской области в г. Тобольске выявлена позиция РПЦ относительно религиозных преступлений, совершавшихся коренными народами Севера. В результате исследования автор приходит к заключению, что на рубеже XIX-ХХ в. деятельность Русской православной церкви в пенитенциарной сфере претерпела кардинальные изменения: духовная помощь осужденным с целью их исправления стала регулярным явлением, а религиозные преступления коренных народов Севера оставались ненаказуемыми. Такая позиция объяснялась процессами, происходившими в Российской империи в целом. Уже сформировался комплекс социальных противоречий и назревали революционные события. Государство вынуждено было реагировать на них, ослабляя контроль за соблюдением устаревшего законодательства и принимая новые нормативные акты. В этих условиях деятельность Русской православной церкви по предотвращению преступлений соответствовала не только пенитенциарной политике России, а политическому курсу в целом. Священники Югры выполняли государственные задачи, несмотря на сложности, связанные с особенностями жизни и работы на арктическом Севере. В целом деятельность Русской православной церкви в сфере предотвращения религиозных преступлений была отражением сложных социально-политических процессов, происходивших в российском обществе. Следствием социальных противоречий стала Революция 1917 г., а с установлением «научного атеизма» как части государственной идеологии произошло упразднение понятия «религиозное преступление» и был установлен запрет на духовную деятельность священников в местах лишения свободы.

Источники

  1. Беспалько В. Г. Институт религиозных преступлений в уголовном праве Российской империи (XVIII – начало XX в.) // Публичное и частное право. 2015. № 2 (26).
  2. Бортникова О. Н. Сибирь тюремная: пенитенциарная система Западной Сибири в 1801-1917 гг. Тюмень: ТЮИ МВД, 1999.
  3. Кулакова Н. Г., Ковтуненко Л. В. Роль религиозного влияния в механизме общественного воздействия на осужденных // Общественное воздействие как средство исправления осужденных: сборник. СПб. – Пушкин: Санкт-Петербургский университет Федеральной службы исполнения наказаний, 2021.
  4. Леэте А. Христианство и Север в восприятии ученых и путешественников XVIII – начала XX в. // Фольклор: структура, типология, семиотика. 2019. Т. 2. № 3. https://doi.org/10.28995/2658-5294-2019-3-12-30
  5. Науменко О. Н. Тобольский тюремный замок: страницы истории. Тюмень: ТюмГУ, 2008.
  6. Нечволодов А. Сказания о русской земле: в 4-х т. Кемерово: Уральское отделение Всесоюзного культурного центра «Русская Энциклопедия», 1991. Т. 4.
  7. Сафимов А. В. Миссионерское служение священника в следственном изоляторе: маг. дисс. Тобольск, 2019.
  8. Софронов В. Ю. Подготовка миссионеров в Тобольской духовной семинарии в XVIII-XIX вв. // Историко-педагогический журнал. 2014. № 1.
  9. Тур В. Г. Конфессиональная судебная система Российской империи середины XIX в.: история и современные проблемы // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2021. Т. 7. № 1.
  10. Черенкова Т. А. Дискуссии исследователей о церковных наказаниях во второй половине XIX – начале ХХ века // Вестник Тверского государственного университета. Серия: История. 2021. № 1 (57). https://doi.org/10.26456/vthistory/2021.1.089-098

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда, проект № 22-28-20106, https://rscf.ru/project/22-28-20106/.

Информация об авторах

Бортникова Юлия Александровна

к. ист. н.

Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 24 сентября 2023.
  • Опубликована: 7 ноября 2023.

Ключевые слова

  • церковь
  • миссионерство
  • Югра
  • тюрьма
  • коренные народы
  • священник
  • пенитенциарная система
  • ссылка
  • каторга
  • Север
  • church
  • missionary work
  • Yugra
  • prison
  • indigenous peoples
  • priest
  • penitentiary system
  • exile
  • penal servitude
  • North

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)