• Эссе
  • 10 ноября 2023
  • Открытый доступ

Музыкальное искусство России начала ХХ века: Девальвация

Аннотация

Данное эссе посвящено сложности положения классической концепции гуманизма и гармоничности в ситуации начала XX века, которое заключалось в в её очевидном вытеснении с авансцены художественных процессов и которой противопоставлялись тенденции, связанные с различными «аклассическими» проявлениями. Происходившее не только ярко символизировало уходившую цивилизацию, но и означало предзнаменование вступления в историческую зону колоссальной конфликтности и трагического мирочувствия. Автором выделены типичные антитезы, представленные в музыкальном искусстве этого времени начала XX века на уровне единичного произведения, на уровне творчества отдельного композитора и на уровне музыкального искусства в целом и, в результате, определены предпосылки возникновения дисгармонии антитезы «объективное – субъективное», порой доводимое до грани «объективизм – субъективизм».

Источники

  1. Белый А. Арабески. М., Мусагет, 1911.
  2. Белый А. На перевале. Берлин – Пг.; М.: Изд-во З. И. Грошбин, 1923.
  3. Блок А. Собрание сочинений: в 6 т. Л.: Художественная литература, 1980. Т. 2.
  4. Блок А. Собрание сочинений: в 6 т. Л., Художественная литература, 1982. Т. 4.
  5. Варунц В. Музыкальный неоклассицизм. М.: Музыка, 1988.
  6. Гессе Г. Избранное. М.: Художественная литература, 1977.
  7. Друскин М. Игорь Стравинский. Л.: Сов. композитор, 1982.
  8. Иванов Вяч. Борозды и межи. М.: Мусагет, 1916.
  9. Камю А. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1990.
  10. Музыка XX века: в 2 ч. М.: Музыка, 1976. Ч. 1.
  11. Музыкальное наследие Чайковского. М.: Музгиз, 1958.
  12. Орлова Е., Крюков Н. Академик Б. В. Асафьев. Л.: Музыка, 1984.
  13. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Вопросы философии. 1989. № 3.
  14. Скрябин А. Н. Письма. М.: Музыка, 1965.
  15. Современные проблемы советской музыки. Л.: Сов композитор, 1983.
  16. Стравинский И. Хроника моей жизни. Л.: Музгиз, 1963.
  17. Тевосян А. «Литургия» С. Рахманинова: Диск «С. Рахманинов, Литургия Иоанна Златоуста» / стерео А 10 00407 005. М.: Мелодия, 1988.
  18. Толстой А. Н. Полное собрание сочинений: в 15 т. М.: Гослитиздат, 1947-1949. Т. 5.
  19. Ярустовский Б. Избранное. М.: Музыка, 1989.

Информация об авторах

Демченко Александр Иванович

д. иск., проф.

Международный центр комплексных художественных исследований; Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 17 сентября 2023.
  • Опубликована: 10 ноября 2023.

Ключевые слова

  • музыкальное искусство России
  • классическая концепция гуманизма и гармоничности
  • идейно-концепционная суть музыкального произведения
  • Russian music art
  • classical concept of humanism and harmony
  • ideological-conceptual essence of a musical work

Copyright

© 2023 Автор(ы)
© 2023 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)