• Научная статья
  • 27 февраля 2024
  • Открытый доступ

Черты фовизма в фортепианной музыке Белы Бартока на примере цикла «Шесть румынских народных танцев»

Аннотация

Цель исследования – охарактеризовать фортепианную музыку Белы Виктора Яноша Бартока (1881-1945), выдающегося венгерского композитора, пианиста, педагога и музыковеда-этнографа. В статье обозначены предпосылки возникновения музыкального стиля «фовизм» в конце ХIХ – начале ХХ веков, охарактеризован фовизм в фортепианной музыке; обозначена роль Белы Бартока в становлении и развитии данного стиля; определена специфика фортепьянного стиля композитора на основе анализа его произведений. Новизна данного исследования заключается в обосновании уникальности фортепианного почерка Белы Бартока, которая определяется ориентацией его композиторского языка на аутентичный венгерский фольклор. В результате определены характерные черты музыкального стиля Белы Бартока: минимизация фактурных пластов и использование ограниченного числа структурных элементов; отказ от чувственности звучания; особая роль акцентности; контрастное использование крайних регистров инструмента; гротесковая скерцозная моторика.

Источники

  1. Алексеев А. Д. История фортепианного искусства: в 3-х ч. М.: Музыка, 1982. Ч. 3.
  2. Гаккель Л. Е. Фортепианная музыка ХХ века: Очерки. 2-е изд., доп. Л.: Сов. композитор, 1990.
  3. История зарубежной музыки. XX век / отв. ред. Н. А. Гаврилова. М.: Музыка, 2007.
  4. Луганская Э. А., Зайцева Е. А. Бела Барток. Наследие фольклориста // Южно-Российский музыкальный альманах. 2019. № 35.
  5. Малинковская А. В. Бела Барток – педагог. М.: Музыка, 1985.
  6. Мартынов И. И. Бела Барток. М.: Сов. композитор, 1968.
  7. Нестьев И. В. Бела Барток: монография. М.: Музыка, 1969.
  8. Нестьев И. В. Зарубежная музыка XX века: материалы и документы / сост. и коммент. И. В. Нестьева. М.: Музыка, 1975.

Информация об авторах

Газизуллина Арина Рустамовна

Колледж-интернат «Центр искусств для одаренных детей Севера», г. Ханты-Мансийск

Шатских Юлия Владимировна

Колледж-интернат «Центр искусств для одаренных детей Севера», г. Ханты-Мансийск

Информация о статье

История публикации

  • Поступила в редакцию: 16 января 2024.
  • Опубликована: 27 февраля 2024.

Ключевые слова

  • фовизм в фортепианной музыке
  • Бела Барток
  • Шесть румынских народных танцев
  • венгерский композитор
  • аутентичный венгерский фольклор
  • fauvism in piano music
  • Béla Bartók
  • Six Romanian folk dances
  • Hungarian composer
  • authentic Hungarian folklore

Copyright

© 2024 Автор(ы)
© 2024 ООО Издательство «Грамота»

Лицензионное соглашение

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)